Консультация: «Работа с родителями по правовому воспитанию»
консультация на тему

Овчинникова Нина Мерабовна

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе».

 Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине 19 века. Крестьянская реформа, по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

В числе первых кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка, Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, и в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Провозглашенные им идеи, нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929) отстаивал право ребенка на индивидуальность, человеческое достоинство.

Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эгалантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 г. была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав ребенка относятся: «Декларация прав человека» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация б обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990).

«Конвенция о правах ребенка» – это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей со взрослыми. Документ содержит четыре основные требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В нем заложены два основополагающих принципа: 1) ребенок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, причем реализация одного права неотделима от осуществления других; 2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Этот документ утверждает необходимость особого внимания государства и общества к социально депривированным группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам, правонарушителям. Признает право неполноценного ребенка на заботу о себе. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.

Конвенция – это правовой документ высокого международного стандарта. Она предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. Вместе с тем Конвенция признает, что не все располагаю ресурсами для немедленного обеспечения всех прав детей. В этом случае она обязывает их уделять экономическим, социальным и культурным правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени. Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику.

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

1) Семейный кодекс Р.Ф. (1996) – оговаривает, что родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

2) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.» - специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Это дети-инвалиды и жертвы вооруженных конфликтов, дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. Кроме того государством принят ряд нормативных правовых документов, например, президентская программа «Дети России».

3) Закон «Об образовании» (1992). В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о ДОУ в уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный – последний из которых соответствует уровню каждого детского сада.

Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника:

- на охрану здоровья;

- на образование;

- ребенка участвовать в играх;

- сохранение своей индивидуальности;

- на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Основные задачи в работе с родителями воспитанников ДОУ:

- знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;

- перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;

- повышать уровень правой культуры родителей, их компетентности в воспитании ребенка;

- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;

- вести работу по профилактике жесткого обращения с детьми;

- выявлять семьи группы риска, вести коррекционную работу с неблагополучными семьями;

- создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «доверительный деловой контакт».

Все задачи можно решать через следующие формы работы с родителями:

- информационные стенды;

- тематические выставки;

- знакомство с психолого-педагогической литературой;

- родительские собрания;

- индивидуальные и групповые беседы;

- заседания родительского клуба;

- деловые игры;

- тренинги, практикумы;

- анкетирование, тестирование;

- семинары, встречи со специалистами;

- участие родителей в коллективных делах ДОУ.

Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, повышению уровня правовой культуры родителей и их компетентности в вопросах воспитании и развитии детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prav.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Работа с родителями по правовому воспитанию»

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе».

 Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине 19 века. Крестьянская реформа, по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

В числе первых кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка, Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, и в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Провозглашенные им идеи, нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929) отстаивал право ребенка на индивидуальность, человеческое достоинство.

Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эгалантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 г. была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав ребенка относятся: «Декларация прав человека» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация б обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990).

«Конвенция о правах ребенка» – это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей со взрослыми. Документ содержит четыре основные требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В нем заложены два основополагающих принципа: 1) ребенок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, причем реализация одного права неотделима от осуществления других; 2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Этот документ утверждает необходимость особого внимания государства и общества к социально депривированным группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам, правонарушителям. Признает право неполноценного ребенка на заботу о себе. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.

Конвенция – это правовой документ высокого международного стандарта. Она предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. Вместе с тем Конвенция признает, что не все располагаю ресурсами для немедленного обеспечения всех прав детей. В этом случае она обязывает их уделять экономическим, социальным и культурным правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени. Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику.

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

1) Семейный кодекс Р.Ф. (1996) – оговаривает, что родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

2) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.» - специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Это дети-инвалиды и жертвы вооруженных конфликтов, дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. Кроме того государством принят ряд нормативных правовых документов, например, президентская программа «Дети России».

3) Закон «Об образовании» (1992). В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о ДОУ в уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный – последний из которых соответствует уровню каждого детского сада.

Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника:

- на охрану здоровья;

- на образование;

- ребенка участвовать в играх;

- сохранение своей индивидуальности;

- на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Основные задачи в работе с родителями воспитанников ДОУ:

- знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;

- перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;

- повышать уровень правой культуры родителей, их компетентности в воспитании ребенка;

- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;

- вести работу по профилактике жесткого обращения с детьми;

- выявлять семьи группы риска, вести коррекционную работу с неблагополучными семьями;

- создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «доверительный деловой контакт».

Все задачи можно решать через следующие формы работы с родителями:

- информационные стенды;

- тематические выставки;

- знакомство с психолого-педагогической литературой;

- родительские собрания;

- индивидуальные и групповые беседы;

- заседания родительского клуба;

- деловые игры;

- тренинги, практикумы;

- анкетирование, тестирование;

- семинары, встречи со специалистами;

- участие родителей в коллективных делах ДОУ.

Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, повышению уровня правовой культуры родителей и их компетентности в вопросах воспитании и развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по правовому воспитанию.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достичь поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Предлагаю...

Консультация для родителей по правовому воспитанию дошкольников

Консультация для родителей по правовому воспитанию дошкольников...

Формы работы с родителями по правовому воспитанию

Формы работы с родителями по правовому воспитанию...

Консультация для родителей. «Советы родителям по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошимичерез правильное воспитание....

перспективный план работы с родителями по правовому воспитанию старших дошкольников

перспективный план работы с родителями на учебный год по правам детей...