Консультация для родителей "Знакомим малышей с природой"
статья (младшая группа) на тему

Как родители, самые близкие для ребенка люди, могут приобщить его к живой и неживой природе, помочь разобраться в таком загадочном и очень привлекательном мире?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

“Знакомим малышей с природой”

Что означает слово “Экология”? Экология – это наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой. Начинать экологическое воспитание нужно с самого раннего детства.

Как родители, самые близкие для ребенка люди, могут приобщить его к живой и неживой природе, помочь разобраться в таком загадочном и очень привлекательном мире?

Природа привлекает малышей своей красотой, разнообразием, яркостью красок, является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Общение ребенка с окружающей природой обогащает его чувственный опыт, будит фантазию, способствует возникновению некоторых вопросов, ответы на которые он не всегда может найти без помощи взрослых. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должна стать для взрослых той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка, развитие любви и бережного отношения ко всему живому и неживому. М. Пришвин сказал, что беречь и охранять природу – значит охранять Родину.

Каждый выход ребенка на улицу должен оборачиваться увлекательным наблюдением, познанием, запоминанием. Малышей нужно знакомить с объектами ближайшего окружения, т.е., с природой тех мест, где они живут:  с растениями и животными, живущими в парке, в лесу, доме, во дворе; с сезонными явлениями (снег, дождь, гроза), со свойствами воды, снега, песка.

Важно не только послушать или посмотреть на объект или явление, но и потрогать его, погладить, понюхать, попробовать на вкус, поэкспериментировать, поиграть. Малыш познает мир, исследует его и экспериментируя, деля для себя все новые и новые открытия.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы (рефлекс, что такое?). Активно действуя с предметами природы, ребенок познает их свойства.

Вода! Она бывает теплая, холодная, чистая, грязная: она течет, разливается, льется. Ее можно наливать в разную посуду, окрашивать в разные цвета; одни предметы в оде тонут, другие плавают.

Песок! Сухой песок рассыпается, из него ничего нельзя построить, его можно насыпать в ведро, пересыпать. Из мокрого песка можно лепить “пирожки”, “куличики”, делать различные постройки. Камушки и ракушки используются детьми для разнообразные построек, поделок, для счета.

Знакомство с природой каждого времени года необходимо осуществлять в соответствующий период, т.е. зимой говорить с ребенком о зимних явлениях в живой и не живой природе, весной – о весенних и т.д.

За чем можно наблюдать с малышами в разные времена года?

Осень! Наступает после лета, становится прохладно. Дни короче, а ночи длиннее. На небе серые тучи, они мешают солнцу ярко светить. Идут холодные дожди. На земле после них долго не высыхают лужи.

Растения: Листья на деревьях желтеют и опадают (листопад). Вянет и желтеет трава. В садах собирают урожай фруктов, на огородах – овощей. В лесу много овощей, созревают осенние ягоды: брусника, клюква.

Животные: Насекомые спрятались. Перелетные птицы (скворцы, грачи, ласточки, журавли, утки, гуси) улетают на юг. Звери приобретут более теплый, пушистый мех. Заяц и белка меняют окраску шерсти, чтобы их не было видно хищникам. Мыши, белки делают запасы на зиму. Некоторые животные (медведи, ежи) засыпают.

Зима! Зима наступает после осени. Ночи очень длинные, дни совсем короткие. Морозы. Солнце очень редко проглядывает из-за туч, а если светит, то не греет. Из туч идет снег, частые ветры, метели наметают сугробы. На реках, озерах, прудах – лед. Растения и деревья стоят без листьев, только на хвойных деревьях круглый год зеленые иголки. Птицы (вороны, синицы, снегири) слетаются к человеческому жилью, ждут от людей хлебных крошек, зернышек, кормятся семенами деревьев.

Весна! Весна наступает после зимы. День равен ночи. Ярче светит солнце. Теплеет. Бегут ручьи. Первые грозы. Растения: На деревьях набухают почки, распускаются листья. Появляются зеленая травка и первоцветы (подснежники, мать-и-мачеха, медуница), т.е. первые цветы. Люди работаю на огородах, сажают семена овощей, сеют рожь, пшеницу. Животные: появляются насекомые, пробуждаются спящие весной животные (медведи, ежи). Возвращаются перелетные птицы, вьют гнезда. Белка и заяц меняют окрас шерсти и мех на более легкий.

Лето! Лето наступает после весны. Ярко светит солнце. День длиннее ночи. Жарко. Дожди бывают редко, они теплые. Грозы, град, радуга. Растения: на деревьях зеленые листья, много цветов (полевых и садовых). Люди заготавливают сено, собирают урожай. В лесу много ягод и грибов. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Животные: у животных появляются детеныши. Птенцы вырастают, учатся летать. Много разных насекомых.

При ознакомлении детей с природой необходимо опираться на эмоциональный опыт ребенка. Так в движениях, играх, танцах ребенок отражает свое отношение к явлениям природы, животным, растениям. Очень важно использовать детскую художественную литературу: стихи, сказки, загадки, произведения А. Толстого, К. Ушинского, М. Пришвина, Е. Чарушина, Н. Сладкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Осень. Малыши в природе.

Раннее детство  –  очень интересный и насыщенный период в жизни человека. Что получится и кем вырастет малыш – это во многом зависит от нас взрослых. Именно в раннем  возрасте закладыва...

Консультация для родителей Осень. Малыши в природе.

Раннее детство  –  очень интересный и насыщенный период в жизни человека. Что получится и кем вырастет малыш – это во многом зависит от нас взрослых. Именно в раннем  возрасте закладыва...

Консультация для родителей Осень. Малыши в природе.

Раннее детство  –  очень интересный и насыщенный период в жизни человека. Что получится и кем вырастет малыш – это во многом зависит от нас взрослых. Именно в раннем  возрасте закладыва...

Консультация "Как научить малышей беречь природу"

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что - то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путеш...

Консультация для родителей Тема: Знакомим малыша с природой

Ни для кого не секрет, что любовь к природе формируются у ребёнка с детства. А проблема экологии в современном мире стоит на первом месте. Поэтому знакомить их с окружающим миром нужно начинать с само...

Консультация для родителей Тема: Знакомим малыша с природой .

Природа окружает ребёнка всегда. Она даёт огромный запас знаний, который пригодиться ему в будущем. Конечно, стоит отметить, что взрослый должен быть для ребёнка не только наставником, но и личным при...

Консультация для родителей "Как научить малышей беречь природу"

Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста,чтобы каждый день открывал ребёнку что-то новое,умел смотреть и видеть,слушать и слышать.Природа наше богатство и мы должны охранять и беречь ...