Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для родителей "Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vospitanie_lichnosti_na_osnove.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. По сведениям арабских и персидских авторов Ахмеда Ибн-Фад-лана, Аль-Балхи, Ибн-Хордадбека, живших в IX—X веках, в середине I тысячелетия башкирские племена жили на территории Южного Урала. До нашествия татаро - монголов наряду с Булгарией и Русью существовала страна башкир. На протяжении многих веков башкиры жили или в окружении, или в составе сильных государств.
В середине XVI века башкиры добровольно присоединились к Русскому государству. Прекратились междоусобные войны, развивалась торговля и хозяйство.
Когда враги нападали на русские земли, башкирские воины с честью выполняли свой долг защиты Отечества. Дружба русского и башкирского народов закалялась в совместной борьбе с иноземными захватчиками.
Но постепенно, с XVIII века, Русское государство устанавливает феодально-колониальный режим над башкирами. Народ не мог терпеть колониальное иго. Его верные сыновья Сайт, Алдар, Кучум, Карасакал, Батырша, Кинзя, Салават Юлаев являются предводителями освободительного движения.
Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями, на нашей земле не было межнациональных войн.
Многонациональность нашей земли - это сила и гордость нашего государства сегодня и в будущем.
Тернистый исторический путь, пройденный башкирским народом, отмечен формированием специфических национальных традиций и свойств духовного облика, определенного национального характера, национально-психического склада. На протяжении веков башкирский народ сохранял и совершенствовал черты своего национально-этнического характера, всех видов его материальной и духовной культуры, национального языка, в народном творчестве: сказках, пословицах, песне и пляске, в литературе, музыке, народной архитектуре, в труде и в быту, в обычаях, традициях, нравах, привычках, вкусах, потребностях, интересах и т.д.
Башкирский народ вырастил поэтов, писателей, ученых, публицистов. Это Шамсутдин Заки, Мирсалих Биксурин, Мифтахетдин Акмулла, Даут Юлтый, Шайхзада Бабич и др.
В годы становления Советской власти яркой фигурой, лидером башкирского народа являлся Заки Валиди.
В годы Советской власти Башкирия превратилась в аграрный и сырьевой придаток огромного унитарного государства. Нависла угроза потери языка, традиций. Происходила русификация башкирского населения. Мы с болью в душе отмечаем, что каждый третий башкир не знает родного языка.
Несмотря на все трудности, башкирский народ сумел сохранить свою культуру.
В настоящее время в условиях демократии мы впервые имеем свои символы - Государственный гимн, Государственный герб, Государственный флаг Республики Башкортостан.
После принятия в 1990 году Декларации о суверенитете и в 1993 году Конституции усилилась тенденция демократического, политического, культурного развития.
Показателем уровня развития государства является состояние национальной культуры. Наша культура в новых условиях на профессиональной высрте развивает народные традиции. Показателями этого являются знаменитые представители искусства, Башкирский государственный драматический театр имени Мажита Гафури, Башкирский государственный театр оперы и балета, известный всему миру Башкирский ансамбль танца имени Файзи Гаскарова и другие.
Национальная политика правительства республики исходит из того, что Башкирия является исторической родиной нашего народа. Это требует особого внимания к его языку и культуре, понимания проблем их развития со стороны представителей других наций.
С другой стороны, наша республика стала для многих народов родным домом, где должны удовлетворяться их национально-культурные запросы.
Задачей государства является создание возможностей для всех желающих освоить родные языки. Изучение языка должно являться не самоцелью, а быть средством приобщения к национальным культурным традициям.
Башкирскому языку придан статус государственного, расширяются его социальные функции.
Часто в городах башкирские дети и их родители общаются между собой на русском языке. Башкирский язык отводится на второй план, часть башкир говорит на татарском языке. Многие из них не умеют читать и писать на родном языке.
Отстраненные от национальной культуры дети не смогут развивать национальные традиции. Какими бы талантливыми они ни были, отошедшие от национальных традиций дети не смогут участвовать в развитии народной культуры. Поэтому воспитание и обучение детей на родном языке является непременным условием развития того или иного народа. Сегодня решается судьба родных языков - быть или не быть. Любовь к Родине, нравственность, добродушие начинается с отношения к своему языку. „Что посеешь, то и пожнешь", - говорится в народе.
Мы можем освободиться от духовного и политического кризиса, только обратившись к народной мудрости, культуре и традициям.
В основе воспитания и образования личности находится семья. В современном индустриальном обществе разрушаются многовековые традиции семейного воспитания, наблюдается разрыв преемственности поколения, падение авторитета семьи, который ничем не может быть заменен для нормального всестороннего развития личности.
Мать сегодня - главная фигура в непосредственном воспитании. Но эта ее роль усложняется тем, что она перегружена работой и домашними бытовыми делами.
Именно семья должна быть хранительницей народных традиций. Первые шаги ребенка, первое его слово и все, что впервые выполняет ребенок - это радость и гордость для семьи. В тех семьях, где соблюдаются традиции народной педагогики, родители постепенно учат детей трудолюбию: „Ты уже большая, сама можешь это сделать", родители поощряют каждое стремление ребенка к самообслуживанию. В деревнях у башкир есть такая традиция: родители говорят: „Этот ягненок (теленок) будет твоим, сынок (дочка)". И все лето сын (дочь) заботится, пасет свой скот. Также обязанностью детей является ухаживание за домашней птицей. Дети их кормят, поят.
В деревнях на детей возлагаются обязанности пилить и колоть дрова, носить воду, чистить сараи для скота, работа в огороде, саду, на поле.
Городские дети также помогают в семье: поливают цветы, приносят газеты, вытряхивают паласы, убираются в квартире, ходят за покупками в магазин, ухаживают за младшими детьми, за домашними животными, убираются в своем уголке. И в деревне, и в городе есть возможность научить детей какому-нибудь ремеслу: радиотехнике, выжиганию по дереву, вышивке, шитью, фотоделу.
Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и праздниках, не позволяет ребенку накопить опыт социальных ролей, уважительного отношения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями. Достаточно типичной является такая ситуация:
* Мама, почитай мне сказку, - просит малыш, лежа в постели.
* Ты сам уже хорошо читаешь, неужели не понимаешь, что я занята.
Мальчик плачет и говорит:
- Тебе всегда некогда. Хорошо ребятам, у кого бабушки есть,
они не только книжки читают, но и сказки рассказывают.
Именно семья должна приобщить детей к народной культуре и народному творчеству.
Богатая природа Урала - обилие гор, лесов, вод - не могла не поражать воображение людей. Основными персонажами башкирских народных волшебных сказок выступают аждаха, дэю, пери, джин, мяскай - злые духи, враждебные людям существа. Среди положительных персонажей выделяются крылатый конь Тулпар, птица Сам-рау, которая помогает герою за то, что он избавляет ее птенцов от аждахи (дракона). Герои бытовых сказок башкир отражают жизненные интересы народа, они выступают обличителями неправды. Сказки всегда заканчиваются возвращением героя на родину с победой.
Народные сказки воспитывают стремление помочь ближнему, учат доброте, честности и многому другому.
Однако родители сегодня недооценивают роль сказок в воспитании ребенка, во многих семьях сказку, рассказанную родным человеком, заменил телевизор. Последствия не заставляют ждать. У ребенка возникает повышенная возбудимость, нарушается сон, портится зрение.
Народный поэт Башкортостана Мустай Карим пишет: „Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинно творческое горение. Только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать своей мелодией других".
Красота родной земли щедро питает искусство башкир. С давних пор на народных праздниках музыканта усаживали на почетное место, певцу подносили первую пиалу кумыса. В жизни башкир музыкальные инструменты всегда занимали достойное место. Об этом говорят различные исторические сведения, предания, легенды о курае, кубызе, думбре, борго, сурнае, дунгуре и других музыкальных инструментах, уводящих нас в далекое прошлое,
В отличие от других национальных музыкальных инструментов курай особенно прочно вошел в непростую жизнь народа, в его судьбу, стал как бы его голосом, его оружием. Он и сегодня почитаемый и очень популярный в народе инструмент. То в тоскливых, то в яростных, то в бодрых интонациях курая, кажется, отчетливо слышны стенания, страдания народа, его бодрый клич, топот лошадиных копыт, звон кинжалов и клинков. Сколько лет кураю? Более тысячи. В древних башкирских народных эпосах „Акбузат", „Вороной иноходец", „Заятуляк и Хыухылыу" и других упоминается о курае. Курай изготовлялся из тростника, растущего на Южном Урале,
Музыка и народные мелодии пробуждают чувства и волю человека. Фольклорная песня является хорошим средством для воспитания любви, уважения к народным традициям, родному краю, искусству, культуре.
Детям нужны народные колыбельные песни» Почему? Потому что в них удивительно сочетаются нежность мелодии и ласковость слов, согретые любовью к малышу. Колыбельная песня - это целый ритуал общения ребенка с матерью, где суть всегда остается неизменной: снять напряжение дня, помочь преодолеть страх перехода ясного дня в темную ночь, ощутить ласку и любовь, защищенность от всех невзгод. Сегодня колыбельную песню, одну на всю страну, поет телевизор: „Спят усталые игрушки..."
Колыбельная неотделима от матери, она не может быть заменена „музыкальным ящиком".
Нам предстоит огромная работа по возрождению народной культуры. Если дети выступают в народных костюмах, поют и пляшут народные песни и танцы, это есть любовь к народу, к жизни, показ народной культуры, привлечение их с детства к этому.
Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. В пляске ярче выражается народный темперамент, задор, отвага, удаль.
Новые башкирские танцы рождаются на основе традиций старинных народных плясок: это рассказы о красоте родной земли, о женской верности и чести, о мужской гордости и дерзкой отваге, о неиссякаемом народном юморе. „Мы живые наследники прошлой нашей культуры", - говорил создатель ансамбля народных танцев Файзи Гаскаров. Лучшие его танцы: „Семь девушек", „Три брата", „Проказницы", „Подарок", „Загида", „Жених" и другие пробуждают в людях высокое чувство - радость от соприкосновения с народной культурой.
Наш родительский долг - тщательно изучать это богатое наследие и вооружаться им ради будущего расцвета народа, приобщать своих детей к этому прекрасному виду народного искусства.
Воспитатели и музыкальные руководители в различной форме используют богатство народных традиций культуры и творчества. Традиции, обряды, обычаи, привычки складывались веками. Они служили формированию мировоззрения, восприятию мира, уклада жизни, норм морали. Из них выросли и развивались народное искусство, народные учения, религиозные взгляды, отношение к природе, народная медицина и кулинария и др. За века закреплялось и утверждалось то, что соответствовало здравому смыслу, национальному характеру, природным условиям, то, что служило сохранению и продолжению жизни народа.
В каждом детском саду должен быть организован музей башкирской национальной культуры, который имеет огромное значение в пропаганде национальной культуры среди воспитанников. В каждой группе необходимо создать уголок башкирской народной культуры: пейзаж, юрты, предметы быта, куклы в национальных костюмах; показать национальный орнамент. В садиках нужно создать группы с изучением башкирского языка. Дети, изучающие башкирский язык, будут относиться к башкирскому языку, народу, культуре с уважением.
В младших группах необходимо разучивать народные колыбельные песни, потешки, формируя в сердцах маленьких детей любовь к родному краю, воспитывая уважение к родителям и взрослым.
В старших группах дети знакомятся со сказками, пословицами и поговорками, загадками, играми, обогащаются их знания, воспитывается трудолюбие, развиваются умственные способности.
Пословицы и поговорки - это сокровища народной мудрости, они являются своего рода заповедями для детей.
Проведение различных народных праздников должно превращаться в традицию в семье и в детском саду. Это фольклорные народные праздники: „Воронья каша", „Сабантуй", „Нардуган", „Помочь, когда режут гусей", вечера народных сказок, загадок, концерты народной песни, фольклорные кружки с изучением обычаев, девичьи посиделки, гадания.
Такие мероприятия помогают укреплять в молодом поколении здоровые нравственные начала и гуманные отношения между людьми. Ведь во взглядах народа на жизнь всегда прославляется добро, всегда слышен призыв бороться со злом, утверждаются общечеловеческие ценности.
Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...