Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
консультация (младшая группа) на тему
- Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей. Выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
int_sobranie.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер
и их поведение.
Эрих Фром.
Форма проведения:
беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.
Цель:
- Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей. Выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Оборудование:
- Включить тихую мелодию;
- Варианты ситуаций;
- Презентация
Воспитатель.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:
Семья - 50%
СМИ, телевидение - 30%
Детский сад - 10%
улица -10%.
Поэтому сегодня поговорим о ведущей роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.
Какие задачи нравственного воспитания мы должны решать в нашем возрасте?
- обеспечивать условия для нравственного воспитания детей, способствовать усвоению морально-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
- Продолжать формировать элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать внимательное, заботливое отношение к окружающим.
- Формировать доброжелательное отношение другу к другу, умение делиться с товарищем, учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
- Закреплять навыки организованного поведения дома, на улице, в детском саду, приучать детей общаться спокойно, без крика.
- Продолжать приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
- Поощрять стремление детей к самостоятельности.
Сегодня мы назвали нашу беседу «Откровенный разговор» и хотелось бы, чтобы все присутствующие активно говорили, высказывали свою точку зрения, делились своим опытом семейного воспитания.
Но давайте будем помнить, что «краткость – сестра таланта», хотелось бы услышать всех, поэтому говорим по существу, но коротко.
Слово Майоровой Л.П.
Психологическая разминка «УЛЫБКА»
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей – улыбка – подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
Игра «Чудесный мешочек»
Нина Трофимовна:
Детский сад играет важную роль в воспитании детей.
Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей наших детей.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»
Нина Трофимона:
Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:
1) Как распределяются обязанности в вашей семье?
2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
Нина Трофимовна:
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)
ответы родителей.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются
1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так:
«Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла.
А сейчас давайте поговорим. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых вы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни
СИТУАЦИЯ№1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ№3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
СИТУАЦИЯ№4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик селвместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Противоположным примером этому может служить хорошая и поучительная притча, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
СИТУАЦИЯ №5:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детейразного возраста?
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ОБЩИЙ ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Майорова Л.П.:
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4. Ребенка поддерживают, хвалят, он учится ... (ценить себя).
5. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
6. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
7. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
8. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Практическое задание родителям:
«Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Нина Трофимовна:
«Лукошко сказок"
Одним из средств нравственного воспитания являются детские сказки.
Давайте сейчас поговорим о значении сказок в жизни наших детей. Скажите, какие мультфильмы смотрят ваши дети? Фильтруете ли вы сказки или позволяете детям смотреть все подряд и не вникаете в их содержание? Беседуете ли вы по содержанию сказки, обсуждаете ли вы поступки и действия героев? Обращаете ли вы внимание на нравственные качества героев?
Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.
В сказках – кладезь мудрости воспитания. Сказка «Колобок» – о трудном ребенке.
Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.
Майорова Л.П.: "В лучах родительского солнца"
В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.
Нина Трофимовна:
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Помните: что у родителей слетает с языка, может быть даже нечаянно, то у ребенка может остаться надолго.
Благодарю всех за работу! Было очень приятно общаться с вами.
И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
Удачи вам, дорогие родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Вопросы нравственного воспитания детей в семье и в детском саду...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»
Цель:· Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;· ...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ» (старшая группа)
Цель:· Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;· ...
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Цель:Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;Помочь родителям найти ключ к решению многих ...
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Родительское собрание«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»...
Родительское собрание «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»
На собрании пойдёт разговор о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.План собрания:1.Теоретическая часть (Педагогический всеобуч)2. Тестирование родителей3. Р...