Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики у детей 3 – 4лет)
проект (младшая группа) на тему
Актуальность:
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umelye_palchiki_2.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Умелые пальчики»
(развитие мелкой моторики у детей 3 – 4лет)
Воспитатель: Крошкина Л.В.
2018г
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Цель проекта:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1 Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, развитие осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);
2.Формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
3. Укрепление физического и психического здоровья детей;
4. Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. Повышение уровня речевого развития детей;
6 .Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. Воспитание и развитие художественного вкуса.
Этапы реализации проекта:
1 Подготовительный этап: Информационно - аналитический (вводно-ознакомительный)
- изучение научно-методической литературы по данной теме
- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2 Практический.
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
(создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей, анкетирование)
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши)
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками,
• конструирование: из бумаги, кубиков.
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д)
• изготовление дидактических игр.
3 этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3.Творческая презентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами продуктивной деятельности.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Получение удовольствия от творческой деятельности, стремление к познанию окружающего мира.
Родители получат необходимые знания по данной теме.
Вывод:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая
работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует:
кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Таким образом можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
Картотека игр на развитие мелкой моторики:
«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.
«Найди вторую половинку»- разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.
«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.
«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.
«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.
«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.
"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.
«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики рук)
Речевое развитие...
Программа «Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия пластилинографией.
Авторская программа «Умелые пальчики» позволяет организовать конструктивно- художественную деятельность детей 4-7лет, стимулирующую развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, восприят...
Проект «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» (вторая младшая группа)
В данном проекте предложен план работы с детьми на развитие мелкой моторики, что ведет за собой развитие речи, координацию кистей рук, развитие головного мозга....
Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной дея...
Прект "Умелые пальчики" (развитие мелкой моторики у младших дошкольников"
Проект "Умелые пальчики" ( развитие мелкой моторики у младших дошкольников)...
Мастер-класс для родителей ДОУ «Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...
"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...