Круглый стол
материал на тему

Шокина Юлия Юрьевна

Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи используются разные формы взаимодействия с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Круглый стол

«Развитие речи детей дошкольного возраста

в условиях семьи и ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Шокина Юлия Юрьевна

2018

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме.

Материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)

Предварительная работа: повторить методику развития речи детей

План проведения

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Условия успешного речевого развития детей;
  • Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.

  1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

  • владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
  • умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;
  • Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;
  • умеют читать.

Причины низкого уровня развития

  1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.
  2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
  3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;
  4. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;
  5. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;
  6. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

Обсуждение педагогами

2. Условия для успешного развития речи

  • Интересно организовать жизнь ребёнка;
  • Постоянно побуждать ребёнка говорить;
  • Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;
  • Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
  • дать детям одинаковые стартовые возможности.

Обсуждение педагогами

Речевое развитие ребёнка в ДОУ

  • В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.
  • Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);
  • Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);
  • Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);
  • Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;
  • Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;
  • Поощряют детское словотворчество.
  • Обсуждение педагогами

Развитие речи в условиях ДОУ и семьи

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.

Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы;

2) сообщения на стендах;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Развитие речи в ДОУ

Функции речи:

  1. Речь как средство общения.
  • Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого:

- предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;

- ситуативно – личностное общение;

- ситуативно – деловое (познавательное) общение;

  • Общение со сверстниками

Отличие от общения со взрослыми:

- яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);

- нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.

  • Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.

Обогащение речи - фантазируют, притворяются.

  1. Познавательная функция речи.

С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

3. Речь как регулятор поведения и деятельности.

Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).

Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие связной речи (диалогическая, монологическая);
  • монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);
  1. развитие словаря дошкольника.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

Осуществляется через работу:

  • с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;
  • синонимический ряд;
  • антонимические пары;
  • многозначные слова.
  1. Формирование грамматического строя речи.

Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:

  • морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;
  • словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;
  • синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  1. Развитие звуковой культуры речи

Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:

  • знакомство с линейными звуковыми единицами:

звук – слог – слово – фраза – текст;

  • просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

  1. Развитие образной речи.

Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.

Тестовые задания по теории и методики развития

Тестовые задания по теории и методики развития речи

Теоретические основы методики развития речи

  1. Методика развития речи изучает…

А) общие закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОу;

Б) закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей;

В) особенности речи в доречевой период;

Г) особенности системы дошкольного образования;

Д) нормы и правила русского языка.

  1. Какова цель методики развития речи?

А) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приёмов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;

Б) разработка речевых игр и упражнений;

В) знакомство с художественной литературой;

Г) развитие навыков самообслуживания;

Д) усвоение детьми способов словообразования.

  1. С какой из наук сотрудничает методика развития речи при решении задач преемственности речевого развития в детском саду и в школе?

А) с психологией;

Б) с историей дошкольной педагогики;

В) с дошкольной педагогикой;

Г) с методикой обучения языку в начальной школе;

Д) с методикой экологического воспитания.

  1. Что не является лингвистической основой методики развития речи?

А) учение И.П. Павлова;

Б) положение о языке как о продукте общественно-исторического развития;

В) положение о языке как о системном объекте;

Г) представление о языке как о знаковой системе;

Д) теория речевой деятельности.

  1. Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?

А) В.М. Бехтерев;

Б) К. Д. Ушинский;

В) Л. Н. Толстой;

Г) И.Г. Песталоцци;

Д) Я.А. Коменский.

  1. Кому принадлежит система обучения языку, в основе которой лежит принцип народности?

А) Е.Н. Водорезова;

Б) Ф.ф. Фребель;

В) К.Д. Ушинский;

Г) Е.И. Тихеева;

Д) О.С. Ушакова.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Круглый стол по теме:

«Сотрудничество»

hello_html_m1d7a8265.jpg

Разработчики: воспитатель

подготовительной группы «Е»

Шокина Юлия Юрьевна

2018 

 

Дошкольное детство – это главный и ответственный этап, уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими же вырастут наши дети, маленькие жители большой страны, зависит от нас – взрослых.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ДОУ с семьей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.

Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи используются разные формы взаимодействия с родителями: встречи, беседы, анкетирование, разрабатываются консультации, памятки, но наш взгляд более положительных результатов в решении проблемы совместного развития ребенка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая  к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что дошкольник по своему психофизиологическому развитию еще не способен  самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, как это сможет сделать уже ребенок школьного возраста, поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей взрослых (родителей, воспитателей).

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. В результате применения проектной деятельности у современного дошкольника возникает потенциал к  становлению творческого начала, изобретательности, способности к критическому мышлению,  умению делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решения.

Проект – это возможность реализации продуктивной детской инициативы, которой нет места в рамках традиционного образовательного процесса. Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности является   решение проблемы дефицита общения между детьми и родителями. Проект  помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду, тех, кто окружает ребенка постоянно: взрослых и детей. Ведь главное не то «кем будет  ребенок», а «каким он будет»? Метод проекта позволяет ребенку стать некой связующей нитью между двумя сторонами, между педагогом и родителями, объединяя их  в интересах ребенка.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям  в семье. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют.

Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: « Не рядом, а вместе!», партнерство участников от начала и до конца проекта позволяет полностью решить проблему назидательности и нравоучительности, создает атмосферу эмоционального и психологического комфорта.

Таким образом, можно сказать, что проектный метод в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования!

В подведении нашей встречи, беседы я  еще раз хочу отметить, что данная форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития; совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

 

Ну а чтобы ребенок дорожил вашим мнением и обращался по любому волнующему его вопросу, запомните несколько правил:

 

• Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если у вас нет времени, чтобы сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Солнышко, мне приятно, что ты обратился ко мне с этим вопросом. Дай мне, пожалуйста, минутку (15 минут, полчаса, время., я закончу свои дела, и мы обязательно с тобой поговорим».

 

• Не давите на ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал? » Он может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо. Доверие пошатнется, и ребенок не будет с вами откровенничать.

 

• Наводите малыша на размышление: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь? » Вопросы с акцентом на слова «считаешь», «думаешь» помогут ребенку понять, что вам тоже ценно его мнение.

 

У меня имеется 3 вопроса ко всем родителям, присутствующим сегодня, на которые вы будете отвечать следующим образом: «да» - хлопаете в ладоши, «нет» - молчание.

Итак, первый вопрос: Узнали вы что-то новое для себя о познавательном развитии ребёнка в рамках проектного метода? Получили вы удовлетворение от работы в проекте, кто уже участвовал? Будете ли вы участвовать в проектах и сотрудничать с нашим ДОУ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круглый стол"

Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Круглый стол для педагогов "Игры и физические упражнения зимой"

Игры и физические упражнения зимой.Взрослым  - родителям и воспитателям  - следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой....

"Круглый стол" для родителей "Детская ложь"

Текст выступления педагога знакомит родителей с причинами появления лжи, показывает важность этой проблемы, помогает отличить ложь от детской фантазии, даёт рекомендации и советы, как избежать этой пр...

Круглый стол для педагогов «Методика ведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»

МЕТОДИКА КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. ФИЗИОЛОГТЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ                                ...