Консультация для родителей
консультация на тему
Формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШИМ ДЕТЯМ?»
Педагог: Крылова О.М.
Москва - 2014
Состав участников: родители, дети, воспитатели, психолог.
Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Задачи:
- дать представление родителям о том, что такое игрушка;
- показать значимость игрушки в жизни ребенка;
- познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним
требованиями;
- дать рекомендации о педагогически грамотном подборе игрушек в соответствии с возрастом детей.
Предварительная работа: интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»; беседа с детьми на тему: «Моя любимая игрушка в группе» с использованием кукольного театра; рисование на тему: «Моя любимая игрушка» (старшая и подготовительная группа); выставка работ по изобразительной деятельности; разучивание детских частушек про игрушки (старшие, подготовительные дети) и их инсценировка; изготовление приглашений на родительское собрание; анкетирование родителей на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям?»; анализ анкетирования; создание презентации на данную тему.
Сообщение для родителей разновозрастной группы на тему:
«КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШИМ ДЕТЯМ?»
Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях.
Перед родительским собранием вам было предложено ответить на вопросы анкеты касающейся игрушек детей дошкольного возраста.
Всего было опрошено 41 челок. По результатам анкетирования можно сказать, что все дети дома играют в игрушки, любят это делать и у каждого есть своя любимая игрушка.
Анкетирование также показало, что не все родители дома играют в различные игры совместно с детьми. 60% родителей делают это часто и с удовольствием, 34 % опрошенных играют с детьми редко, а 6% родителей никогда не играют со своим ребенком дома.
Также анкетирование показало, что все родители считают, что у них в доме достаточное количество игрушек для всестороннего развития ребенка. Но в тоже время, на вопрос о видах игрушек многие родители затруднились ответить и 26% опрошенных ничего не ответили на данный вопрос, а 74% родителей имеют не полное представление о видах игрушек.
При покупке игрушки для ребенка 62% родителей руководствуются интересом ребенка к игрушке, 36% стараются приобрести такую игрушку, которая способствует развитию ребенка, а 2% связывают ее приобретение с необходимостью.
Кроме того, 43% учитывают ее качество, 29% - безопасность, 17% - страну производитель, 11% опрошенных не предъявляют никаких требований к игрушке.
Выбирая игрушку для ребенка, 41% родителей учитывает возраст ребенка, а 39% навыки его развития.
На вопрос: «Есть ли в доме игрушки – монстры?» 85% родителей ответили - нет, а у 15% опрошенных все – таки такие игрушки присутствуют.
Таким образом, анкетирование показало, что в каждом доме у детей есть игрушки и дети с удовольствием в них играют, но, тем не менее, чтобы до конца разобраться в этом вопросе, научить вас правильно подбирать игрушки для своих детей мы пригласили вас на родительское собрание на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям».
В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неотделима от игрушек.
Что же такое игрушка?
Игрушка — это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замы сел, приближает игру к действительности.
В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.
Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».
А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. (Вот девочка взяла куклу – малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку).
Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:
-физическому воспитанию детей. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т.д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т.д., т.е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т.д.
-Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.
-Хорошо оформленная, яркая, нарядная игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т.е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.
-Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т.д.
-Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда, ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллективизма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.
Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.
Сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, немного рассказать о своей любимой игрушке детства (название игрушке, кто подарил, купил …, чем нравилась и т.д.) в игре «Расскажи о своей игрушки детства».
Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Правильный подбор игрушек — серьезное дело.
Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?
(Рассказ сопровождается демонстрацией самих игрушек).
*Это сюжетные, или образные, игрушки — куклы и фигурки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).
Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Среди сюжетных игрушек центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.
*Следующий вид игрушек — технические игрушки. Они вводят ребенка в мир техники:
-знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда…);
-знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор…);
-знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.
К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»). Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
*Игровые строительные материалы, как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.
Игровые строительные материалы способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.
*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам, с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, вели чиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.
*Кроме этого, есть игрушки-забавы — смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.
*Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки), напоминающие чем-то тот или иной персонаж.
*Особый вид — спортивно-моторные игрушки (самокат, серсо, кегли, волчок). Эти игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
*Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других — руки), Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.
Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
*Музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инструменты. Они предназначены для развития музыкального слуха.
*Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т.д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.
Вопрос к родителям:
• Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?
Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину — на носорога, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта.
При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования.
Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства и быть:
-гуманистичной, т.е. игрушка должна воспитывать положительное отношение к людям;
-не агрессивна и не должна вызывать жестокость;
-игрушки должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка (игрушки с дефектами, сломанные, плохо укрепленные мелкие детали и т.д.) и отвечать ряду гигиенических требований (качественные полимерные материалы, красители, лаки, не токсичные и т.д.);
-игрушка, должна быть художественно оформлена, привлекательна и, вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Исследователями установлено, что мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.
-игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Е.А. Флерина: «Чем больше возможностей игрушка представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».
- Игрушка должна, содействовать развитию ребенка, и предназначена для игр, а не для коллекции. Если вы коллекционируете игрушки, то необходимо объяснить ребенку целесообразность коллекционирования.
Видеосюжет (исполнение детьми частушек про игрушки).
Подбор игрушек зависит от возраста детей.
Так, детям в возрасте от трех до четырех лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания. Ребенок испытывает потребность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются дверцы, багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины, мишки, куклы. Первая встреча с игрушкой должна вызвать у ребенка радостное удивление, желание играть с ней. Ребенок «оживает» игрушку, воспринимает ее как друга. При внесении новой образной игрушки вместе с ребенком сделайте куклам комнату, чтобы они там «жили». Продумайте, где будет стоять плита, телефон и другие вещи домашнего кукольного обихода.
К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям по старше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо гут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.
Для ребенка 6-7 лет главное — общение с другими деть ми, связанное с сюжетом. Они начинают все более требовательно присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом. Для игр они любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бросового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков…
Вопрос к родителям:
• На что вы опираетесь в подборе игрушки?
Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинированность и ответственность в дальнейшем.
Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести новую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.
Выступление педагога – психолога: «Игрушка для ребенка друг и учитель»; организация и проведение игры «Магазин игрушек».
Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые пред меты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...