Игры детей с водой: что они развивают?
консультация (средняя группа) на тему
Игры с водой — это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_detey_s_vodoy_chto_oni_razvivayut.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры детей с водой: что они развивают?
Воспитатель: Сидорова А.В.
Игры с водой — это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.
Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Любому ребенку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!
Швейцарский психолог Ж.Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребенка.
Вода — самая доступная игра для детей.
Игры с водой — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.
Игры с водой — это эффективный способ само - терапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приемы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).
Все это, конечно, составляет основу логико-математического развития и развития естественно-научных представлений. Математическое развитие, например, происходит благодаря наливанию равных количеств воды в сосуды разной формы (это способ подвести ребенка к пониманию сохранения количества, исследованию того, как много воды потребуется, чтобы наполнить водой большую и маленькую емкость и т.д.).
Развитие естественно-научных представлений происходит благодаря экспериментированию и наблюдениям типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?», осуществлению изменений вроде добавления красителя в воду, классификации плавающих и тонущих предметов и тому подобное.
Игры с водой — это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребенка. Только в этом случае ребенок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.
Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношени.
В чем же состоит их особая ценность для развития ребенка?
• они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
• развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
• способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
• совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
• помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;
• создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Как мы видим, возможности воды для развития ребенка безграничны.
Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» дает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Игры детей с водой на прогулке в жаркое время года
Комплекс игр с водой на прогулке в жаркое время года. Предназначен для дошкольников старшего возраста. Развлечение на прогулке, включающее в себя закаливание, профилактику теплового удара, масаж и раз...
Консультация для родителей "Как организовать игры детей с водой"
В консультации рассказывается, как родителям можно организовать игры детей с водой на даче или у водоёма. С помощью этих игр ставятся элементарные опыты и изучаются свойства самой обыкновенной в...
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
"Игры детей с водой"
Игры детей с водой (с родителями)...
Игры детей с водой . Картотека игр
Игры с водой - это генератор хорошего настроения для всей семьи, а еще - один из самых приятных способов обучения....
разнообразные игры детей на воде
Дети очень любят играть в воде, а больше всего им нравится играть с папой и мамой, удовольствие от игр получают все, но необходимо соблюдать правила поведения на воде о которых знаю родители. Соб...