Игрушка как средство развития восприятия детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему
Как игрушка влияет на восприятие дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушка как средство развития восприятия детей дошкольного возраста
Появление игрушек связано с тем, что ребенку было не под силу предметы труда взрослого, поэтому ему стали делать маленькие орудия труда земледелия и охоты. Они были изобретены в глубокой древности. При раскопках древних захоронений были найдены игрушки, которые существовали более трех тысяч лет назад. Многие из них представляли миниатюрную копию предметов труда взрослых.
Игрушки с рождения становились непременным спутником жизни детей. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Игрушки отличаются большим своеобразием: они отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания.
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это -предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение, возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Она же предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.
Игрушка занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка.
Ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка способствует формированию наблюдательности, пытливости, любознательности.
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир, в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.
Восприятие - это сложный психический процесс отражения всех свойств и качеств явлений и предметов, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением. Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного предмета или явления. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие психические познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления. Механизмы восприятия позволяют ребенку самостоятельно познавать мир, самостоятельно ориентироваться и действовать в нем. Правильный и более полный образ предметов и явлений регулируют действия ребенка и руководит его поведением в соответствии с ситуацией и особенностями предметов. Именно в процессе восприятия складывается богатство образов окружающей действительности, ребенок учиться видеть разные свойства и признаки предметов, устанавливать связи между ними. Правильное представление о действительности обеспечивает ребенку накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, уверенность ребенка в себе, ускоренное физическое и психическое развитие.
Игрушка должна быть привлекательной для ребенка и отвечать духовно-нравственным требованиям. Для ребенка не важно количество игрушек. Важно, чтобы игрушка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Должны учитываться многообразные функции игрушек в педагогическом процессе, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей.
Литература
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998
3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. -М.: Просвещение, 1979.
4. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А.- М.: Просвещение, 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушка как средство развития восприятия детей дошкольного возраста
как игрушка влияет на восприятие дошкольников....

Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...

Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Роль игрушки для детей дошкольного возраста....

Реферат по курсу повышения квалификации «Игрушка как средство развития восприятия детей дошкольного возраста»
ВведениеИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая ...

Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"...

Игры с природным материалом как средство развития восприятия детей раннего возраста
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его вос...

Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста
Детство для детей немыслимо без игрушек. Ребенок, приходя в сложный мир, познает его через окружающие предметы.Игрушки как средство развития отличаются большим разнообразием: сюжетнообразные, дидактич...