Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
статья на тему

Артемьева Елена Алексеевна

       «Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в их умении  растить и  воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его.  Авторитет – это постоянная работа  над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность  ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых его членов, но и всем образом жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

       «Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в их умении  растить и  воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его.  Авторитет – это постоянная работа  над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность  ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых его членов, но и всем образом жизни.

      Семья, по призванию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю своего существования. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей. В конвенции о правах ребенка декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.

      Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Приобретение авторитета  в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг другу – все это слагаемые родительского авторитета.

      А. С. Макаренко вскрыл сущность и виды ложного авторитета. Истинный гражданский авторитет определяется общественным лицом родителей, их отношением к труду, их поведением в семье, отношением к семейным обязанностям, к ребенку, к его воспитанию. Дети должны знать о производственной и общественной деятельности родителей, ценить их труд и гордиться их успехами. Авторитет родителей завоевывается и в общественно-бытовых делах: участие в благоустройстве двора, оказание помощи детскому саду.

      Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети  безотчетно склоны подражать  и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

      Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей,  если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Особое значение имеет отношение родителей к воспитателям детского сада. Родителям необходимо поддерживать авторитет педагогов, чутко прислушиваться к их требованиям.

     Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам , радостям и печали. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки , умеет своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь, которая приучала бы их к выполнению различных обязанностей по отношению к товарищам, к окружающим взрослым, к своим родным и помогала бы выработать положительные черты характера и навыки поведения.

       А. С. Макаренко учил родителей отличать настоящий авторитет от ложного, основанного на искусственных принципах и стремлении добиться послушания любыми средствами. Ложными он считал авторитеты, основанные на подавлении личности, чванстве, педантизме, резонерстве, подкупе. Он указывал на их вред, опасность и безнравственность в семейном воспитании.

        В работе с родителями педагоги часто встречаются с семьями, где отсутствует единство требований со стороны взрослых. Например, мягкая, снисходительная, все прощающая мать и суровый чрезмерно требовательный отец. Ребенок в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них.

       Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимания на воспитания ребенка. Когда они обнаруживают, что у ребенка неладно с поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криками и слезами. Затем все продолжается по-прежнему до следующего события. Отсутствия постоянной линии воспитания создает в семье обстановку с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжения, порождают отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

       Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти  наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, вобрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

       А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что педагогический такт тесно связан с педагогическим риском и включает бескомпромиссное, требовательное отношение к детям, воспитание у них закаленной воли, сознательного поведения, обязанности отвечать за свои поступки перед другими. Но если общий тон требований поддерживают окружающие и это известно ребенку, то и рисковать почти не придется.

       Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

   

   Памятка для родителей на тему «Авторитет – основа воспитания».

-   Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

-  Основанием авторитета является жизнь и работа родителей , их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей.

-       Создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

-   Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, интересными людьми.

-     Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

-       Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные игры и занятия, приобщение малыша к полезным увлечениям отца и матери (занятие спортом, рукоделием, коллекционированием и др.)

-    Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

-    Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливается и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

-    С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать.

Литература:

  1. Волосова Е. Всегда ли мы правы? // Дошк. воспитание. – 1985. - № 7. – С. 69-71.
  2. Короткова О. Понимаем ли вы ребенка? // Дошк. Воспитание. – 1986. - № 9. – С. 60-62.
  3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Пед. Соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 59 – 116.
  4. Островская Л. Показываем детям пример во всем // Дошк. Воспитание. – 1986. - № 11. – С. 44-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей " Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей- одно из важных условий семейного воспитания.Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авт...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

что такое авторитет и как он оказывает влияние на развитие личности ребенка....

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

laquo;Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Формирование личности определяется всем образом жизни семьи....

консультация для родителей "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

laquo;Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»Авторитет - одно из важных условий семейного воспитания....