Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
статья на тему
«Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых его членов, но и всем образом жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtoritet_roditeley_i_ego_vliyanie_na_razvitie_lichnosti_rebenka.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
«Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых его членов, но и всем образом жизни.
Семья, по призванию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю своего существования. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей. В конвенции о правах ребенка декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.
Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг другу – все это слагаемые родительского авторитета.
А. С. Макаренко вскрыл сущность и виды ложного авторитета. Истинный гражданский авторитет определяется общественным лицом родителей, их отношением к труду, их поведением в семье, отношением к семейным обязанностям, к ребенку, к его воспитанию. Дети должны знать о производственной и общественной деятельности родителей, ценить их труд и гордиться их успехами. Авторитет родителей завоевывается и в общественно-бытовых делах: участие в благоустройстве двора, оказание помощи детскому саду.
Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склоны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.
Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Особое значение имеет отношение родителей к воспитателям детского сада. Родителям необходимо поддерживать авторитет педагогов, чутко прислушиваться к их требованиям.
Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам , радостям и печали. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки , умеет своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь, которая приучала бы их к выполнению различных обязанностей по отношению к товарищам, к окружающим взрослым, к своим родным и помогала бы выработать положительные черты характера и навыки поведения.
А. С. Макаренко учил родителей отличать настоящий авторитет от ложного, основанного на искусственных принципах и стремлении добиться послушания любыми средствами. Ложными он считал авторитеты, основанные на подавлении личности, чванстве, педантизме, резонерстве, подкупе. Он указывал на их вред, опасность и безнравственность в семейном воспитании.
В работе с родителями педагоги часто встречаются с семьями, где отсутствует единство требований со стороны взрослых. Например, мягкая, снисходительная, все прощающая мать и суровый чрезмерно требовательный отец. Ребенок в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них.
Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимания на воспитания ребенка. Когда они обнаруживают, что у ребенка неладно с поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криками и слезами. Затем все продолжается по-прежнему до следующего события. Отсутствия постоянной линии воспитания создает в семье обстановку с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжения, порождают отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.
Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, вобрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.
А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что педагогический такт тесно связан с педагогическим риском и включает бескомпромиссное, требовательное отношение к детям, воспитание у них закаленной воли, сознательного поведения, обязанности отвечать за свои поступки перед другими. Но если общий тон требований поддерживают окружающие и это известно ребенку, то и рисковать почти не придется.
Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.
Памятка для родителей на тему «Авторитет – основа воспитания».
- Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
- Основанием авторитета является жизнь и работа родителей , их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей.
- Создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
- Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, интересными людьми.
- Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
- Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные игры и занятия, приобщение малыша к полезным увлечениям отца и матери (занятие спортом, рукоделием, коллекционированием и др.)
- Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
- Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливается и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
- С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать.
Литература:
- Волосова Е. Всегда ли мы правы? // Дошк. воспитание. – 1985. - № 7. – С. 69-71.
- Короткова О. Понимаем ли вы ребенка? // Дошк. Воспитание. – 1986. - № 9. – С. 60-62.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Пед. Соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 59 – 116.
- Островская Л. Показываем детям пример во всем // Дошк. Воспитание. – 1986. - № 11. – С. 44-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей " Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"
Авторитет родителей- одно из важных условий семейного воспитания.Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авт...
Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»
что такое авторитет и как он оказывает влияние на развитие личности ребенка....
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»
laquo;Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...
Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...
Консультация для родителей: "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"
Формирование личности определяется всем образом жизни семьи....
консультация для родителей "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка...
Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»
laquo;Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»Авторитет - одно из важных условий семейного воспитания....