Консультация для родителей "Народные напевы для малышей"
консультация на тему

Варнакова Юлия Николаевна

     Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, заговорах, потешках, прибаутках, сказках. Через них малыши познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык, начинают понимать, что такое добро и зло. Знакомство  с  народным  фольклором  помогает  каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons06.docx351.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Народные напевы для малышей"

«Душа ребёнка-это росток, 
            Чтобы из семечка вырос цветок- 
         Много потратится сил и тепла 
                Нежного слова, улыбок, добра...»

Уважаемые родители!

Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках, приго-варивает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». И ребёнок начинает хлопать

в   ладоши, пружиня    ножками.   Сам   ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки   ребёнок должен слышать с самого рождения.

          До сих пор в некоторых деревнях и сёлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка. Сидя около люльки, женщина легонько подталкивает её: вверх – вниз – и в ритме этого размеренного покачивания негромко, вполголоса поёт: «А баю, баю, баю, Сидит котик на краю, Моет мордочку свою…» Всего несколько тонов в простой колыбельной мелодии, но какая она каждому сердцу близкая и родная: еѐ интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Ребѐнок ещѐ не говорит, ещѐ не знает родного языка, ещѐ никогда не слышал музыкальных звуков. Он только родился, его душа только наполняется солнечным светом, а он уже слушает родную мелодию, впитывает еѐ с молоком матери. И какую звуковую информацию он впитывает в себя в раннем детстве, та и будет основным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании.

          Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, заговорах, потешках, прибаутках, сказках. Через них малыши познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык, начинают понимать, что такое добро и зло.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ. Главное назначение этих песен – влиять на психическое состояние, поведение и настрой ребѐнка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребѐнку, успокаивают его, действуют на него усыпляюще. Нередко приходится наблюдать, что маленькие дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия является сигналом ко сну. Пение их ребѐнку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики.

ПЕСТУШКИ. Термин «пестушка» произошел от слова «пестовать», т.е. нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребѐнка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребѐнка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агукание и гуление, потягивание, первые шаги и т.д. Для того чтобы вызвать у ребѐнка радость, улыбку, двигательное возбуждение, весѐлый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек. Таковы песенки «С гуся вода», «Мышка, мышка, возьми мой зубишко», «У волка боли, у зайца боли».

ПОТЕШКИ. Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребѐнком. Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспо-собности и деформациям развития. Для ребѐнка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта. Ребѐнок удовлетворяет эти потребности посредством играющего с ним взрослого. Ребѐнка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой. В процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.

Ценность потешек ещѐ и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.

Уважаемые мамы,  не важно,  что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У  малыша  развивается  речь,  память,  мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество.

Используйте разнохарактерный репертуар. Очень  важно  не навязывать ребён-ку то, что ему не нравится.

 Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно,  чтобы слогоритмика    поддерживалась ритмическими движениями.  Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора.

Итак, запомним:

1.  Колыбельная.   Снижает   влияние    внешних     раздражителей.    Успокаивает, создавая комфортное состояние.

2.  Прибаутки. Их ритм прост, легко мелодии ложатся на слух, тренируется память и речь.

3.  Небылицы.   Развивают  чувство  юмора,  логическое  мышление, стимулируют познавательную деятельность.

4.  Скороговорки.  Очень  важно их распевать, это развивает правильное дыхание.

5.  Игровые и плясовые песни. Игра доставляет радость.

6.  Хоровод. В его сюжете отражается народный быт.

7.  Пальчиковые игры.    Развивается   мелкая    моторика   рук,  речь, мышление.

Ритм  исполнения  всегда  должен  быть  спокойным,  не громким,   мягким. Ребёнок  не  должен  уставать  от  одного  и  того  же. Заинтересуйте его игрушкой, яркими картинками, книжками – малышками.

        Знакомство  с  народным  фольклором  помогает  каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству.

Благодарю за внимание!

Подробнее с информацией вы можете ознакомиться в следующих источниках:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/19/konsultatsiya-dlya-roditeley-znakomte-malyshey-s
  2. http://www.kirov.spb.ru/dou/74/docs/consult/consult.pdf

Консультацию подготовил

музыкальный руководитель ГБДОУ № 52

                                                                                                          Варнакова Юлия Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

Консультация для родителей "Как научить малыша подпевать"

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты....

Консультация для родителей "Будь здоровым, малыш!"

Вашему вниманию предлагается материал для родителей по вопросам здоровьесбережения детей в детском саду....

Консультация для воспитателей "Расти здоровым, малыш!"

Здоровье детей является приоритетной ценностью, целью, необходимым условием и результатьм успешного педагогического процесса.Необходима системная работа по формированию положительной мотивации на здор...

Консультация для родителей "Как научить малыша петь"

В статье даются рекомендации для преобщения детей к пению, методы и приёмы обучения....

Консультация для родителей "Игры с малышом осенью. Как занять малыша на прогулке?"

Прогулка дает новые  впечатления  и положительные эмоции, что прямо влияет на  развитие ребенка. Попробуйте  разнообразить ежедневную  прогулку с малышом развивающими играми и...

Консультация для родителей "Бодрящая гимнастика после сна" Консультация для родителей на тему: "Малыши и бодрящая гимнастика"

Дневной сон для детей, а тем более для малышей, жизненно необходим для их правильного физического и интеллектуального развития. Однако, малыши после дневного сна часто остаются в полусонном состоянии ...