Консультация для родителей.
статья (подготовительная группа)

Мерш Елена Владимировна

«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.64 КБ
Файл statya_dnv.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»

         В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей.

Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества осваиваются в семье. С одной стороны, познание других людей начинается со своей семьи, с другой – именно в своей семье ребенок познает и идентифицирует себя.

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами:

- глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;

- постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.

В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных». В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут». Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей. Семья подвергается «жесточайшей деформации»: изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка. Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Условия общественного развития в стране в XX в., социально-экономические преобразования, начавшиеся в 90-х гг., способствовали ослаблению внутрисемейных связей, низкой сплоченности семейной группы, разрушению семейных ценностей, основанных на идеях гуманизма, и снижению ответственности родителей за создание и сохранение семьи, за воспитание своего ребенка.

Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов.

Семейную традицию можно рассматривать как духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими установлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующий его, и интегрирующего и организующего жизнь семьи.

Исследователи подчеркивают, что воспитательная значимость семейных традиций состоит в том, что благодаря своей постоянной повторяемости они постепенно перенимаются всеми членами семьи как обязательные нормы дня совместной жизни. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие.

В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни.

Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института, который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку:

- воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);

- первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств в их отношениях);

- духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).

Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.

Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие.

Таким образом, осознание чувства родства, своей принадлежности к истории своего рода является, на наш взгляд, тем стержнем, который должен помочь сохранить нравственность в обществе и воспитать гражданина своей страны.



Предварительный просмотр:

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

МБОУ «Излучинской ОНШ» и родителей.

 

За последнее время в следствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

         Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития нравственной личности гражданина, патриота России, способного служить обществу и государству и отстаивать интересы Российского государства.

         Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан РФ», ориентированный на возрождение и укрепление духовно-нравственных устоев всего населения Российского государства, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей гражданина РФ. Многие учёные связываю возрождение духовно-нравственных традиций и устоев русского общества с первым шагом к возрождению России. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познания проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможна только при совместном подходе всех структур социума.

Когда же начинается духовно-нравственное воспитание личности? Оно всё время продолжается: окружающее общество, будущие родители, семья в которой появляется ребёнок, детский сад и школа, социальные институты, с которыми в течение жизни взаимодействует каждый член общества, среда - всё что окружает каждого из нас влияет на духовно-нравственное воспитание. Поэтому детство, как начальная ступень становления будущей личности является сензитивным периодом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит изначальное приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям. Духовно-нравственное воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Всё это фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже сознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, его моральных ценностей, тем ярче личность человека.

Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи воспитания детей дошкольного возраста в условиях социального партнёрства семьи и детского сада.

Все истоки нравственности, морально-этические ценности находятся в семье. Поэтому без вовлечения родителей в воспитательный процесс и порой переосмысление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов, ни в одном образовательном учреждении невозможно прочно сформировать у детей такие качества, как честность, справедливость, добросовестность, трудолюбие, чувство долга, отзывчивость и сострадание, веру в добро и созидание, терпимость, преданность своему народу, стране и другие важные нравственные качества.

Наше учреждение проводит целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию детей средствами краеведческо - музейной педагогики, музыкально-творческой деятельности детей, использования национально-регионального компонента в образовательном процессе, системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, кружковую работу по приобщению детей к фольклору русской народной культуры.

И в течение всех лет работы родители наших воспитанников являются социальными партнёрами детского сада в вопросах духовно - нравственного воспитания. В 2012 году в начале деятельности нашего вновь созданного учреждения мы проводили анкетирование родителей по выявлению приоритетов социальных запросов родителей к результатам воспитания и образования детей в ДОУ. На первом месте по значимости для родителей стояла предшкольная подготовка, на втором - физическое развитие, на третьем – умственное развитие, на четвёртом - развитие творческих способностей, пятом - развитие социально-коммуникативных навыков, и только шестое место среди приоритетов воспитания занимало духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

 

 

В целях активизации работы детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания и осознания родителями первоочерёдности в воспитании детей нравственных ценностей, активными членами родительского комитета и администрацией детского сада был создан семейный клуб «Школа молодых родителей».

Членами клуба применяются различные модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения.  Взаимодействие родителей и педагогов они осуществляют  в основном через: приобщение  родителей к педагогическому процессу; реализацию программы  совместной деятельности  детей и родителей по формированию основ физической культуры и здорового образа жизни; семейные  экскурсионные краеведческие программы; совместное с детьми посещение храма «Николая Чудотворца»; концерты для наших детей, совместные праздники и спортивные мероприятия; регулярное взаимодействие с детской библиотекой, досуговым центром «Арлекино», «Спектром». Родителям предлагается ознакомиться с информационно – педагогическими материалами, выставками детских работ, которые позволяют им ближе знакомиться  с методами и формами воспитательной работы с детьми в   дошкольном учреждении; недели открытых дверей  для родителей; творческие отчёты воспитателей и детей для родителей.

При активном участии  членов «Школы молодых родителей» был проведены семинары, «круглые столы»   на тему:  «Использование в работе по нравственно - патриотическому воспитанию детей в детском саду воспитательного потенциала семьи», «Роль родителей в формировании здорового образа жизни  детей», «Использование поэтических произведений в воспитании любви к родному краю», групповые и индивидуальные консультации -  « Система взаимодействия семьи и детского сада  в вопросах нравственного воспитания»,  «Профилактика нарушений в вопросах защиты детей от различных форм насилия», «Требования современного общества к уровню  развития ребёнка».                           

В рамках «Недели открытых дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников с природой нашего края. При активном участии «Школы молодых родителей» реализуются детско  - родительские проекты, литературно-музыкальная композиция «Лирика весны» в рамках  конкурса чтецов,  выставки поделок из природного и бросового материала, «Сбережём планету вместе», «Ёлочка - красавица»,           «Моя семья».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников невозможно представить себе без приобщения к истокам национальной культуры русского народа и коренных народов севера. В народной педагогике издревле заложены основы любви и уважения к родной земле - кормилице, к старшему поколению, к природе, сострадания к обиженным и слабым. Наши родители являются постоянными участниками в проведении фольклорных праздников и тематических развлечений. В течение двух последних лет в детском саду традицией стало празднование День Матери, Новый год, Проводов Зимы, Масленицы.  Совместными усилиями родителей и педагогов был организован праздник «Диалог двух культур». Это мероприятие затронуло глубинные чувства уважения и равноправного взаимопроникновения в культуру двух народов, Хантов и русского, народных традиций и духовных ценностей каждого из них.

При активном участии   педагогов и родителей была организована акция

«Дари добро» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети нашего детского сада ходили в гости в КЦСОН «Радуга» в отделение дневного пребывания детей и подростков, играли с детьми, участвовали в совместном изготовлении коллективных аппликаций и рисунков. Для детей с ограниченными возможностями здоровья провели акцию «Подарок другу».  Родители вместе со своими детьми собрали и подарили детям игрушки, книги, поделки, сладости. А завершением этой совместной акции стал праздник для группы детей с ограниченными возможностями здоровья и детей 6 – го года жизни группы общеразвивающей направленности «Непоседы» с весёлыми играми, кукольным спектаклем, выступлением педагогов, работающих в КЦСОН «Радуга».

Участвуя в совместных детско-родительских мероприятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье.

 В заключении хотелось бы сказать, что все истоки нравственности, морально-этические ценности находятся в семье, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

 Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте и главное, чтобы родители об этом знали и помнили. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...