Развивающие игры
консультация (подготовительная группа) на тему

Представлен практический материал для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley_razvitie_rechi_razvivayushchie_igry.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

              Развивающие игры

 

             

            Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не

            является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка

            постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее

            речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его

            возможности познать действительность, полноценнее будут и его

            взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а,

            следовательно, и его личность в целом. Решающую роль в

            предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя

            коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить

            вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями

            развития  дети  в целенаправленном обучении и развитии.

            Логопедические дети не усваивают общественный опыт спонтанно,

            особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития

            детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у

            них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации

            обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы

            воздействия, направленные на активизацию их познавательной

            деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной

            организации коррекционно-развивающих игр.

            Игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются

            взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям

            с предметами, способам и средствам общения.

            Игровой метод - это основной метод работы с детьми. Во время  игр

            дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а так же

            другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс

            обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить

            собственный опыт.

            Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет

            огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки

            звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких

            психических процессов, как память, мышление, воображение, а также

            сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности

            общения.

            Своевременное устранение недостатков произношения поможет

            предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма,

            которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

            Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и

            особых методов коррекционной работы.

            Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности

            перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

            Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных

            систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические

            анализаторы), что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных

            функций. Так, работа над развитием переключаемости органов

            артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в

            усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев

            рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности

            голоса.

            Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием

            познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а

            также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

            В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной

            речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение

            чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий

            способствуют развитию творческой активности ребенка.

            Эффективность коррекционной работы зависит от использования

            разнообразных форм и методов работы. Основными методами

            коррекционной работы логопеда являются:

            1. Специфические (двигательно - кинестетический, слухозрительно -

            кинестетический) методы.

            Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи

            между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если

            ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает

            указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается

            новое ощущение - приподнимание верхней губы.

            Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в

            установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным

            образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его

            произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед

            демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение

            артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением

            звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать

            ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно

            удерживать ладонь руки в форме чашечки.

            Методы и приемы коррекционного обучения должны не только

            соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и

            обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли

            и ума.

            Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах,

            действий - способствуют формированию элементарных понятий,

            расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к

            обобщению.

            В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного

            предъявления одного и того же предмета и речевого материала в

            вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки,

            настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие

            материала будет способствовать формированию обобщенных представлений

            о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть

            использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях,

            чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и

            др.

            В логопедической практике используется прием одновременного

            произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук

            (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается

            произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить

            звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет

            крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по

            столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука

            [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

            Из словесных приемов можно выделить следующие:

            словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и

            логопедом;  повторение;   объяснение; указание;   словесные

            упражнения;   вопрос как стимул речевой активности ребенка;   оценка

            детской речи.

            Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей,

            сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз

            от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных

            ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят

            исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем,  

            учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

            Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует

            обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие

            заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению,

            развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес

            детей на протяжении всего занятия.

            В подготовительный период и на этапе постановки звука больше

            внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового

            внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию

            познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука

            главное - развитие речевой активности ребенка и формирование навыков

            фонематического анализа и синтеза

            Мимические упражнения

            Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой

            мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких

            артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается

            выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови,

            поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это

            простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны.

            Движения сопровождаются речью:

            Спи, глазок, спи, другой.

            Спите сразу, оба глаза.

            Правый глаз, просыпайся!

            Левый глаз, просыпайся!

            В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и

            контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические

            упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать

            эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение,

            страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость,

            недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость,

            озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для

            поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный

            материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в

            различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных

            (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).

            Артикуляционная гимнастика

            Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный

            аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

            Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный

            характер, большинство артикуляционных упражнений связано с

            определенными игровыми образами.

            Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической

            работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность

            опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся

            детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не

            утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в

            случае неудачи.

            Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как

            обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося

            звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится

            бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх

            неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.

            В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы

            над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие

            подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются

            упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного

            звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем

            вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются

            упражнения, направленные на формирование согласованной работы

            органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

            Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное

            занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

            •   мимические упражнения;

            •   упражнения для губ;

            •   упражнения для языка;

            •   фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов

            артикуляции.

            Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций

            требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения

            ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от

            одного до нескольких месяцев, Нецелесообразно работать только над

            определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут

            окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные

            упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их

            названия, вводятся игровые образы.

            Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются

            разные названия. Например, положение острого языка, называемое в

            логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с

            морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым

            карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы»,

            «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв

            петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении

            темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у

            лисы, иголки у ежика и др.

            Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с

            развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием

            умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции.

            Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их

            сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать

            выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а

            повторение слоговых сочетаний - развитию подвижности и

            переключаемоеTM органов артикуляции.

            Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным

            игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес,

            препятствуют утомлению

            Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей

            моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания

            объединяются единой темой..

            Постановка звука

            Работа по постановке звука включает следующие моменты:

            -  создание слухового образа звука;

            -  формирование зрительного образа звука (показ и словесное описание

            положения губ, зубов и языка логопедом);

            - формирование ощущения правильного положения органов артикуляции.

            Уточнение положения органов артикуляции ребенком. (Губы растянуты в

            улыбку или вытянуты в трубочку? Язык внизу или вверху? Дрожит или не

            дрожит язычок? «Спит» или«не спит» голосок?);

            - формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук,

            муляжей, игрушек;

            - формирование правильного артикуляционного уклада;

            - развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;

            - развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на

            материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми

            звуками с подключением движений и мимики.

            Воспроизведение звуковых и слоговых рядов должно вестись с опорой на

            наглядность и преподноситься в игровой форме. В качестве наглядного

            материала могут использоваться игрушки или картинки. Например, Дует

            сильный ветер С-с-с-с, летит пчела (шмель, жук) жжжжжжжжж, маленький

            комарик з-з-з-з-з. Дети старшего возраста сами комментируют, о чем

            могут говорить персонажи или игрушки.

            Произнесение слогов ведется от имени неодушевленных предметов (Ветра

            и Дерева, Снежинок и Сугроба и т. д.).

            Нельзя укорять ребенка при неудачах. Только похвала и поощрение

            придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее

            овладеть тем или иным навыком.

             И тогда он будет говорить хорошо

            Двадцать простых советов логопеда родителям

            1.Начнем с Вас

            Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом.

            Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет,

            что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои

            действия словами.

            2. Встреча взглядов.

            Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок

            слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это

            особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно

            двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов,

            старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

            3. Говорите четко.

            Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую

            фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое

            слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить

            как можно более выразительно.

            4. То же, но по-разному.

            Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы

            меняйте порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа", "мячик упал,

            упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять,

            что фразы делятся на слова.

            5. Но: не переусердствуйте

            Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка,

            предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами

            говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с

            паузой между словами.

            6. Очень важно: хорошее настроение.

            Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной

            ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую

            информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной

            ситуации.

            7. Все чувства - в союзе с речью.

            Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность

            не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его -

            то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок

            что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет

            несколько раз - коротко, четко, выразительно.

            8. В основе речи - стремление к общению.

            Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и

            поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он

            вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный)

            диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный

            взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

            9. Стремимся к разнообразию.

            Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая

            ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма,

            ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте

            разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

            10. Уважайте его попытки говорить.

            В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами,

            выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать

            Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания -

            поэтому ему необходимо слышать себя.

            11. Учите в игре.

            Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают,

            переклички "ав-ав", "мяу-мяу"). Специально создавайте такие игровые

            ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет

            произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите

            внимание - побуждаете не Вы, а - ситуация.

            12. Не предупреждайте его желаний.

            Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто

            предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В

            случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно

            просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность

            задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже

            общение, не стоит задерживаться на  этом уровне. Постепенно

            формируйте у малыша потребность говорить.

            13. Расширяйте словарь малыша.

            Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это

            пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может

            быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это

            обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в

            дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили

            его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои

            действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей,

            которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта),

            названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена

            родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, "где

            ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте :"Где стол?",

            "Где киса?" и т.д.

            14. Ведите дневник.

            Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже  

            понимает, какие слова  произносит, в каких ситуациях  - так вы

            сможете день за днем судить о его успехах.

            15. Развивайте фонематический слух.

            Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое

            обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит:

            у-у-у и т.д.

            16. Не пренебрегайте звукоподражанием.

            Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно

            использовать слова типа "бух", "ку-ку", "оп", "ав-ав", "на", "дай" и

            другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых  

            слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и

            облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом

            они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте

            ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

            17. Читайте, читайте, читайте.

            Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не

            бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают

            текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно,

            постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с

            предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними.

            Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его

            ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки,

            предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему

            воспринять ритм и воспроизвести его.

            18. Пальцы помогают речи.

            Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных

            движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка,

            рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это

            поможет речи, а в будущем - и письму.

            19. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.

            Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь

            и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же

            повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка.

            Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не

            захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно

            повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных

            ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не

            слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может

            вызвать обратную реакцию.

            20. Только Вы!

            Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка

            могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно

            радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....