Родительское собрание с элементами тренинга Тема: Кризис трехлетнего возраста.
методическая разработка на тему
Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностью протекания кризиса трех лет;
- дать знания о путях и способах преодоления 3-летнего кризиса ребенка;
- создать условия для взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями;
- способствовать повышению стрессоустойчивости воспитывающих взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trehletki_krizis.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с элементами тренинга
Тема: Кризис трехлетнего возраста.
Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностью протекания кризиса трех лет;
- дать знания о путях и способах преодоления 3-летнего кризиса ребенка;
- создать условия для взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями;
- способствовать повышению стрессоустойчивости воспитывающих взрослых.
Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников встречи, фломастеры, мягкая игрушка – сердечко, ручки, листы бумаги – на каждого участника, мультимедийная установка, слайдовая презентация.
Ход встречи:
До начала встречи участники готовят себе бейдж, написав на нём своё имя, цвет фломастера выбирают сами. Родители располагаются на стульчиках, расставленных по кругу.
- Приветствие.
Добрый вечер, уважаемые родители, мы вновь рады приветствовать вас в нашем зале. В ваш родительский коллектив влились новые родители, прошло определенное время с момента нашей общей встречи, кто-то может быть, подзабыл, как зовут присутствующих, кто-то – еще не знаком со всеми, по этому я предлагаю начать нашу встречу со знакомства. Передавая игрушку по кругу, назовите свое имя и назовите качество, которое может вас охарактеризовать так, что бы слово-качество начиналось с той же буквы, что и ваше имя. (Анжелла – активная).
Родители выполняют упражнение.
Спасибо, уважаемые родители, все вспомнили имена друг друга и познакомились поближе между собой.
- Прошел определенный период пребывания вашего ребенка в детском саду. Для кого-то это 1 месяц, для кого-то 2 месяца, кто-то посещает группу всего несколько дней. Я думаю, каждому из вас интересно, как же реагирую другие детки на ситуацию детского сада. Поэтому предлагаю узнать эту информацию в игровой форме.
Упражнение «Солнце светит». Ведущий произносит фразу: «Солнце светит на…» и называет какой-либо общий признак или действие, те, чьи дети обладали этим признаком или это действие происходило с ними, меняются местами.
Фразы:
Солнце светит на того, у кого ребенок еще плачет по утрам.
Солнце светит на того, у кого малыш идет в садик с улыбкой.
Солнце светит на того, кто знает имя-отчество воспитателей.
Солнце светит на того, у кого ребенок стал лучше или больше разговаривать.
Солнце светит на того, у кого малыш стал более самостоятелен.
Солнце светит на того, у кого ребенок закатывает истерики.
Солнце светит на того, у кого малыш часто говорит «Я сам».
Солнце светит на того, у кого ребенок часто упрямится.
Итак, уважаемые родители, судя по этой игре, наши малыши благополучно прошли период адаптации и преодолели или еще не вошли в кризис трех лет. Вот мы с вами и подошли вплотную к основной теме нашей встречи – кризис трех лет.
- Информационный блок.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов».
1 симптом - ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили, при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое»,- говорит мама, а ребенок вопреки очевидному: «Нет, оно черное». Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.)
2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел)
3 симптом -строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
4 симптом - своеволие (ребенок все хочет делать сам).
Остальные три симптома встречаются реже:
5 симптом - бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
6 симптом - обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).
7 симптом - в семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Уважаемые родители, как вы уже поняли, один из симптомов кризиса 3 лет- негативизм, когда ребенку говорят «Да», а он в ответ «Нет» или наоборот. Сейчас предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет вам осознать своё отношение к утверждениям да-нет и способы реагирования на данные утверждения, а так же поможет трансформировать накопленные раздражение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаимную внимательность.
Упражнение «Да-нет».
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить „да“, а кто – „нет“. Один из вас начинает игру, произнеся слово „да“. Второй сразу же отвечает ему: „нет“. Тогда первый снова говорит „да“, может быть, чуть громче, а второй опять ему отвечает „нет“, и тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: или „да“, или „нет“. Но вы можете произносить его по-разному, как вам захочется: тихо или громко, нежно или грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора закончить спор. Выполнение упражнения.
Поменяйтесь словами, тот, кто говорил «да» теперь говорит «нет».
Вопросы для обсуждения: Как вы сейчас себя чувствуете? Как вам удобнее спорить – произнося слово «да» или произнося слово «нет?» Громко или тихо вы говорили?
Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я-сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка- переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет
-Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
-Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
-Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
-Девочки капризничают чаще мальчиков.
-В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!
-Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
4. Уважаемые родители, вы узнали некоторые особенности кризиса трех лет. Следующее упражнение, которое я предлагаю вам, поможет запомнить информацию, которую вы сегодня получили. Упражнение называется «Ассоциации». Возьмите ручки и бумагу. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
- Если кризис трех лет — это цвет, то это …
- Если кризис трех лет — это музыка, то это …
- Если кризис трех лет — это геометрическая фигура, то это …
- Если кризис трех лет — это фильм, то это …
- Если кризис трех лет — это настроение, то это …
- Если кризис трех лет — это игрушка, то это …
- Если кризис трех лет — это цветок, то это…
Озвучьте, пожалуйста, свои ответы.
- Что вам понравилось в этом упражнении?
- Какие ответы были для вас самыми интересными?
- Какие ответы удивили вас?
- О чем нам говорит это упражнение?
- Уважаемые родители, подошла к концу наша встреча, заканчивая её, предлагаю передавая по кругу сердечко, озвучить, что нового вы узнали, что было трудно, что легко, какие открытия вы сделали.
Спасибо, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. ...
Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. ...
Родительское собрание с элементами тренинга: Тема: «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме...
Родительское собрание с элементами тренинга на тему: "Общаться с первоклассником, как?"
Родительское собрание с элементами тренинга на тему: "Общаться с первоклассником, как?"...
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет...
Выступление на родительском собрании с элементами тренинга на тему: «Готовность к школьном обучению»
Выступление на родительском собрании с элементами тренингана тему: «Готовность к школьном обучению»...