Нравственное воспитание дошкольников в семье
консультация на тему

Фофанова Любовь Владимировна

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_seme.docx348.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

Нравственное воспитание дошкольников в семье

http://mdoo55.ucoz.ru/banners/photo_1421418_5604e3e23c26a.jpg

Подготовила:

воспитатель

Фофанова Л.В.

2018 г.

 

Характер и нравственное поведение ребенка — это слепок с характера родителей,  он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фромм

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки и эгоизма. http://sch2036v.mskobr.ru/files/filesToImport/1329654441_12.jpg

    Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». 

    Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.  http://migrostv.migros.com.tr/wp-content/uploads/2014/04/1396310400-87480916237b7c90a61ed619c5d01d6a.jpg

    Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе.

  Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. http://ione.com.ua/wp-content/uploads/2015/04/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B-2.jpg

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам, происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения, руководствуются  в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя». У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание начал ответственности. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=116b23629ae2989610c43b75611be6e8&n=33&h=215&w=168

Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет  на себя дошкольное воспитательное учреждения.

Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности.

В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком,  не всегда  могут уделять должное время своему ребенку.

Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно. Не следует думать, что нравственное воспитание в школе способно в полной мере восполнить пробелы, допущенные в семье и дошкольном учреждении. Объём информации, который обрушивается на ребёнка буквально с первого дня обучения, настолько велик, что на планомерное духовно нравственное воспитание у современных учителей зачастую не остаётся ни времени, ни возможностей.http://persona.rin.ru/pictures/23/326083.jpg

Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония.

К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Законы нравственного воспитания детей в семье:

1) Родители должны предъявлять единые требования к ребенку.

2) Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3) Ребенок нуждается  в ласке, похвале.

4) Уважительное отношение членов семьи друг к другу.

5) В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Если эти законы  всемье пополняются, значит, ребенок состоится как личность.

В заключении,  хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.http://webgorlovka.com.ua/uploads/posts/2013-05/1369287386_semya.jpg

«Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла».

(Г. Гегель)

 «Единственное, что мы можем дать своему ребенку и что всегда останется  с ним, - это набор ценностей. Настоящих, которые лягут в основу всего. События мелькают стремительно, враги мирятся, друзья ссорятся и полное может оказаться пустым. Единственная опора и подсказка на все случаи жизни – простые, но настоящие ценности: ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, РОДИНА, ВЕРА, ЧЕСТНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ПОМОЧЬ И ОТДАВАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БРАТЬ».

 «Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно».

 (В. Гюго)http://www.wallpapersources.com/images/cute-baby-girl-hd-desktop-wallpaper-high-definition-fullscreen.jpg

Литература.

1. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.

ВАШИ ОТЗЫВЫ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на гор...

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержание нравственного воспитания дошкольников...

Нравственное воспитание дошкольников в семье

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.Формирова...