Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

«Возрастные особенности детей 4-5 лет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Играйте вместе с детьми»19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4-5 лет».

Вашим детям исполнилось 4 года. Дети этого возраста испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения данной потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро пере возбуждаются, становятся непослушными, капризными. Важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

 4 года - это возраст «почемучек». Дети задают многочисленные вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами, активно интересуются окружающим миром.

Нередко ребенок многократно обращается к взрослому с одним и тем же вопросом, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой-укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. То есть нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

 Дети в этом возрасте прекрасно оценивают и понимают свое поведение, и поведение окружающих. Причем бывает так, что малыш ведет себя хорошо в присутствии наиболее авторитетных для себя людей (мама, папа, бабушка). И все-таки ребенок как правило считывает поведение с родителей.

Именно в этом возрасте начинаются многочисленные жалобы-заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество», ребенок стремится найти подтверждение правильности своего мнения, еще раз доказать, что он правильно усвоил правила и границы «поведения». Взрослый помогает ему утвердиться в правильном поведении.

В этом возрасте появляется самостоятельность и инициативность в общении. Появляется ярко выраженная потребность в уважении его как к отдельной личности, похвале, одобрении его действий. Именно поэтому малыш особенно обидчиво реагирует на замечания родителей. Ранимость - это не индивидуальная особенность ребенка, а возрастная.

Дошкольник 4-5 лет уже не удовлетворяется обществом кукол, он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, ссорятся, мирятся. Агрессивные вспышки встречаются в этом возрасте. Важно научить ребенка справляться с агрессией социально-приемлемыми способами (поколотить грушу, подушку, порвать бумагу, покричать в стаканчик «для крика»).  

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.  

Что же происходит с детским мозгом?

В этот период активно формируются все отделы мозга, отвечающие за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сесорномоторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсо-моторному базису, при обучении ребенка в школе, не будет тупиков в усвоении чтения, письма, математики. Все эти сложные навыки будут легко формироваться и автоматизироваться.

У детей данного возраста часто возникают перевозбуждения из-за слабости тормозных процессов. Если вы замечаете, что ребенок перевозбудился, то надо переключить внимание ребенка на более спокойные виды занятий. Ребенок таким образом успокаивается и восстанавливает свои силы.

Восприятие: ребенок должен знать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый), формы (круг, квадрат, треугольник), величины (большой, маленький). Собирать разрезную катинку из 3-4 частей. Разбирать и собирать 4ех составную матрешку. Внимание: слушать сказку, рассказ 15 минут, находить отличия между двумя картинками.

Память: дети запоминают 4-5 картинок или предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок бабушке» и т.д.).

Мышление: ребенок в этом возрасте обобщает понятия, относящиеся к следующим категориям: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь, животные, транспорт. Составлять рассказ по последовательным картинкам.

В это время очень возрастает воображение, он уже может представить персонажей из сказок. В его воображении часто переплетаются сказочное, реальное и фантастическое.

Памятка для родителей 4-5леток.

Уважаемые родители, Вам будет легче понять и принять своего ребенка, если Вы будете выполнять следующие рекомендации:

∙ Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

∙ Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила. ∙ Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

 ∙ Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть

 ∙ Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.

∙ Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

∙ Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

 ∙ Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

∙ На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не является защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

∙ Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

 ∙ Никогда не заставляйте ребенка забыть, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

∙ Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти « естественную возрастную агрессивность» и научиться быть гуманным и добрым.

 ∙ Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование « Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...