Консультация для родителей "Отзывчивость, забота, доброта"
консультация на тему
В настоящее время перед родителями и обществом стоит огромная проблема:
как воспитать в детях отзывчивость и научить их доброте, вниманию к проблемам и бедам окружающего мира.
Большую помощь в этом оказывают консультации для родителей в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otzyvchivost_zabota_dobrota.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
Омар Хайям
Еще только ожидая ребенка, многие родители мечтают и переживают о том,
каким он будет.
К большому сожалению, в наше непростое время, все меньше и меньше остается родителей, которым хочется видеть своего ребенка добрым, честным, трудолюбивым человеком, готовым постоять за товарища, умеющим жить в коллективе, жизнерадостным, доброжелательным в отношении к людям…
Но тем, кто еще остается верен идеалам своего детства
и прошлого столетия,
и тем, кто еще не совсем очерствел в этом мире,
необходимо помнить, что у ребенка все эти качества начинают проявляться очень рано. И важно не забыть, что главные линии развития личности намечаются именно в дошкольном детстве, а развитие ее будет тем успешнее, чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша.
Дети очень рано проявляют эмоциональную отзывчивость, тонко улавливают искренность взрослого или фальшь в тоне разговора, в поведении взрослых. Об этом надо хорошо помнить родителям, и всем, кто воспитывает ребенка. Чтобы потом не пришлось испытывать чувство глубокого разочарования, чрезвычайно важно в этот период жизни ребенка быть особенно требовательным к себе, к своему поведению. Личный нравственный пример взрослых должен быть безупречен.
Решая задачи нравственного воспитания,
важно учитывать возрастные особенности ребенка.
Дети-дошкольники, как известно, чрезвычайно восприимчивы. Психика малыша очень пластична, податлива. Все, что ребенок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им.
Вы обращали внимание, как отзывчив ребенок на эмоции других?
На улыбку, обращенную ему, он также отвечает улыбкой, радостным возбуждением; нахмуренные брови взрослого вызывают у него настороженность, беспокойство. Спокойное, уравновешенное состояние родителей передается и ребенку. А чувство страха, возникающее у взрослого по какому-то поводу, которое он не может скрыть, вызывает у ребенка боязливость, скованность, желание спрятаться, прижаться к взрослому.
Говоря об эмоциональной отзывчивости дошкольника, следует упомянуть и о склонности его к подражанию – отдельным поступкам окружающих, их речи – содержанию и тону, даже характеру движений.
Конечно, на склонность подражать можно надежно опереться в том случае, если взрослый подает положительный пример для подражания. Но эта же особенность ребенка может обернуться и другой своей стороной в том случае, если ребенок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Особенно тревожат отрицательные примеры, которые воспринимают дети до 5-ти лет, когда уровень их сознания еще не обеспечивает возможности самостоятельно анализировать поступки других, оценивать, что достойно, а что недостойно подражания.
Как уже было сказано, именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношениям к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявлять внимание требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям.
Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на эмоциональное развитие дошкольников мимика, интонация речи взрослых. Оказалось: если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми выражено слабо. Это плохо не только само по себе – отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей.
Следует помнить, что положительные состояния ребенка – бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность – благотворно сказываются и на жизнедеятельности организма в целом. Отрицательные же чувства – состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний – ведут к нежелательным результатам.
Если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми.
Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость малыша становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности.
Многие дети с развитой способностью переживать собственное страдание, горе, неудачу обнаруживают столь же яркое чувство сопереживания и сочувствия другому человеку.
Поспешите выразить ребенку одобрение, если вы видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается его выручить.
Значительно меньше сходства между эмоциональными проявлениями по поводу собственного успеха и переживаниями радости за другого. Радоваться успехам, благополучию другого ребенка намного труднее, чем сочувствовать его горю. Поэтому искренне разделите радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось и привлеките внимание к нему сверстников – пусть тоже порадуются вместе с вами за товарища.
Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования,
если ребенок позволил себе грубость,
если не желает делиться игрушками, дружно играть
и трудиться вместе со всеми.
Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребенка, в направленности его чувств. Некоторые недоумевают: «И откуда он такой, ума не
приложу!» Но ответ на вопрос не так уж сложен. В тех семьях, где родители выражают неудовольствие по каждому поводу, там и дети привыкают быть всем недовольными. Ребенку надо показывать радостные стороны действительности, в нем следует укреплять веру в то, что добро и справедливость всегда торжествуют.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Забота о здоровье детей"
Здоровье дороже богатства.А здоровый ребенок - это радость и счастье для родителей, поэтому забота о здороье ребенка должна стоять на первом месте....
Консультация "Безопасность детей - забота взрослых"
В дошкольном возрасте нарастает двигательная активность, так же увеличиваются физические возможности ребенка. В сочетании с любознательностью и стремлением к самостоятельности часто возникают травмооп...
Консультация "Безопасность детей - забота общая"
Безопасность детей - забота общая...
Консультация "Зарядка без забот"
Консультация "Зарядка без забот"...
Консультация для родителей «Заботимся о здоровье ребёнка»
Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, соц...
консультация для родителей «Заботимся о здоровье ребенка»
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базов...
Консультация для родителей «Заботимся о здоровье ребенка»
Консультация для родителей «Заботимся о здоровье ребенка»...