Публикация :" Развитие логического мышления дошкольников в совместной деятельности"
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 487 «Полянка»
«Развитие логического мышления дошкольника в совместной деятельности»
Подготовила воспитатель МКДОУ ЦРР д/с № 487 «Полянка»
Кабацкая Елена Анатольевна
1 квалификационная категория,
т. 345-86-20
ds_487_nsk@nios.ru
2016г.
«Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности»
Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.
Несомненно, очень важно развивать представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять и др. Но, не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятии.
В целом, проблема развития логического мышления в период дошкольного детства являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего (Ж. Пиаже, А. Валлон, К. Коффка, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, и на сегодняшний день она по - прежнему актуальна.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развитие логического мышления у детей имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
Время выделенное программой на НОД не достаточно для развития логического мышления. Большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей, и эта необходимость привела меня к созданию кружка- «Посидим-подумаем».
Цель: Развитие логического мышления во вне урочное время с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года. При организации работы кружка создается благоприятная среда для общего развития ребенка. Постепенно, в процессе активного участия в деятельности, у ребенка закрепляется интерес к играм на логику и желание ими заниматься. Работа на логику при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.
Приготовила консультации для родителей
теме «Логика во вне занятия», «Логика в детском саду», проводила родительское собрании «Логическое мышление» ,посвященное логике, с непосредственным участием родителей ,где родители наглядно видели материал и некоторые упражнения и игры проиграли сами.
Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к выполнению заданий. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества .В игре, этой специальной обработке жизненного материала , есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
С.Т.Шацкий.
Игра- это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенное новообразование в физической, психической и логической сферах, даёт эффект общего психического развития.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, логического мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников я составляла, используя дидактические игры. Ведь для детей игра – ведущая деятельность. .Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
- Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
- Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.
Используемый дидактический материал:
- палочки Кюизенера- Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
- игра «Логические задачи на поиск недостающих фигур»- развивает логическое мышление, смекалку и сообразительность.
- Занимательная логика. Ребусы .Сделано руками человека
- Геометрический конструктор ( «Монгольская игра»», «Волшебный круг», «Танграм», «Колумбово яйцо» )- требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.
- Игра «Найди фигуру»- развивает логическое мышление, закрепляет знание геометрических фигур.
- Настольная игра «Весёлая логика»- пазловые замки на элементах тренируют у ребенка мелкую моторику ,глазомер, развивает образное и аналитическое мыщление, формирует умение разделять предмет и соединять части в целое.
- Игра Геометрические формы «На что похоже?»- развивает внимание ,зрительное восприятие, воображение.
- Математический планшет для детей- игры для развития сенсорных, логико- математических, речевых и творческих способностей.
- Развивающая предметно-игровая система «Соты кайе»- позволяет поводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино.
- Книга «Графические диктанты»- развивает тонкую моторику, стимулирует интеллектуальных способностей, графические упражнения помогают ребенку подготовиться в целом к обучению к школе.
- Развивающая игра-лото. «Логические таблицы»- закрепление геометрических фигур, цвета и оттенка, а также развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.
- Картотека Дидактических игр:
- Занимательные уроки «Думай, решай, считай»
- Книжка кроссвордов «Отгадайка»
- Наглядное пособие «Найди отличия»
- Игра «Где чей домик?» -сравнивать числа, упражняться в умении определять направление движения.
- Изготовили игры на складывание объёмных фигур «Кубики для всех»-развивает мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные умения.
- Головоломки на составление геометрических фигур.-стимулирует умственную активность ребенка.
Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.
Использованная литература:
- «Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов;
- «Давай поиграем» математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А.А.Столяра
- «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет» Развиваем логику и мышление. Е.Черенкова
- « И учеба , и игра: математика» Т.И. Тарабарина ,Н.В.Елина
- Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф. Тихомирова
- « И учеба, и игра :русский язык» Т.И.Тарабарина , Е.И.Соколова
- Развивающие игры для дошкольников Н.И.Васильева, Н.В.Новоторцева .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления дошкольников в организованной деятельности
методическая разработка для использования в работе при организации математического развития старших дошкольников...
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....
Использование дидактичкского материала "Логические блоки Э. Дьенеша" в развитии логического мышления дошкольников
Презентация Использование дидактического материала «Логические блоки З.Дьенеша» в развитии логического мышлении у дошкольников...
Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников
Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...
Выступление на педагогическом совете "Развитие логического мышленияу дошкольников в совместной деятельности"
Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления. Несомненно, очень важно развивать представлени...