КОНСУЛЬТАЦИЯ «ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
консультация (подготовительная группа) на тему

Белова Галина Алексеевна

 «Готовность ребенка к школе – понятие интегральное, комплексное, включающее все стороны развития ребенка».

Бесспорно, чем лучше организм ребенка готов к тем изменениям, которые связаны с началом обучения в школе, к тем трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе.

Почему же так необходимо определять подготовленность ребенка еще  до поступления в школу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_gotovnost_detey_k_shkole.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Белова Галина Алексеевна

 «Готовность ребенка к школе – понятие интегральное, комплексное, включающее все стороны развития ребенка».

Бесспорно, чем лучше организм ребенка готов к тем изменениям, которые связаны с началом обучения в школе, к тем трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе.

Почему же так необходимо определять подготовленность ребенка еще  до поступления в школу?

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации (приспособления) к школе. У них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе. Эти дети во втором, третьем, четвертом классах также часто оказываются в числе неуспевающих, и именно у них в большинстве случаев отмечаются нарушения состояния здоровья и, прежде всего, психоневрологической сферы.

Одним из важных элементов подготовленности ребенка к школе является сформированность некоторых компонентов учебной деятельности, которые формируются в процессе занятий с детьми до школы. Занятия эти, небольшие по продолжительности, но систематические, формируют у ребенка умение  слушать взрослого (воспитателя, родителей), выполнять его указание, собраться и какое-то время не отвлекаться.

Способность ребенка понимать и устойчиво удерживать особую роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебу и подчиняться ее требованиям, необходимым условиям.

Далеко не все дети обладают этой способностью, и несмотря на достаточный объем знаний и хорошую память такой ребенок с трудом адаптируется в школе.

Что привлекает ребенка к школе?

Как правило, особую привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни: форма, портфель, тетради, учебники, сама школа, новые дети, новые друзья. Все это, конечно, не отношение к учебе как таковой, не желание учиться ради получения знаний, но в то же время это основа желания изменить свое место в обществе. Однако желания ребенка далеко не всегда совпадают с его возможностями, ведь нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития.

Для успешной адаптации к школе необходимо, чтобы ребенок безболезненно принял новые требования, понял и принял специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы отличил учителя от бабушки ,с которой можно капризничать, в то время как в школе этого делать нельзя. То есть ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

Ребенку необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе, так как коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителями.

Умение сосредоточиться, удержать свое внимание на определенной деятельности, не отвлекаясь, слушать учителя различно у разных детей. Одни не могут и 5 минут работать сосредоточенно, другие весь урок внимательны и работоспособны. Однако причины такого невнимания могут быть разными: это и особенности высшей нервной деятельности ребенка (слабость нервной системы); это может быть и результатом быстрой истощаемости и утомляемости ввиду плохого состояния здоровья, но может быть результатом и собственно психологической неподготовленности  - слабого развития произвольного внимания, памяти, деятельности.

Оценка подготовленности ребенка к школе, прежде всего, по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что необходимое условие подготовленности к школе – максимально большой объем знаний, который должен иметь ребенок. Старание родителей при этом не знают меры, а возможности детей в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, «запихивают» в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями.

Важной чертой интеллектуальной подготовленности к школе являются не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, но и умение увидеть связи, закономерности. Желание ребенка понять «что? от чего? почему?» показывает изменение познавательных мотивов его деятельности, его способность и умение сравнивать одни предметы с другими, анализировать их, делать простые обобщения и выводы. А бывает так: ребенок рассуждает об астрономии или других «высоких материях», но не умеет составлять самый простой рассказ по картинке, описать то, что видит вокруг себя, не умеет сделать самый простой вывод из рассказанной ему истории.

Подготовленность к школе определяется не столько объемом тех знаний, которые имеет ребенок, сколько их качеством, степенью осознанности, способностью их обобщать и делать простые выводы, комплексом других фактов.

Итак, важнее не учить ребенка бегло читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать красиво, а создавать условия для развития моторики и особенно движений рук и пальцев.

Необходимо развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, проводить зрительное сопоставление. Подчеркнем важность не объема знаний ребенка, а качество его мышления.

Необходимой предпосылкой успешной адаптации к школе является уровень физического и функционального развития, состоянии здоровья. Но эти показатели определяет врач, а родителям важнее знать, что может быть причиной задержки развития ребенка.

Причиной неподготовленности, конечно, может быть плохое состоянии е здоровья ребенка, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а значит, такой ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка окажется не по силам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

консультация "Готовность детей к школе"

Консультация для родителей...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета...

Консультация "Готовность детей к школе"

quot;Готовность детей к школе"...