Консультация для родителей будущих первоклассников "Адаптация к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей будущих первоклассников "Адаптация к школе"

Счастливые родители первоклассников охвачены бурей чувств и эмоций – радость, гордость, волнение, страх: «Как там будет в школе? Как будет учиться мой ребенок? Все ли осилит? Не будут ли его обижать? А он? Какой урок станет любимым?».....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Счастливые родители первоклассников охвачены бурей чувств и эмоций – радость, гордость, волнение, страх: «Как там будет в школе? Как будет учиться мой ребенок? Все ли осилит? Не будут ли его обижать? А он? Какой урок станет любимым?»

И вот куплен огромный букет, аккуратно сложены в портфель тетради и учебники, карандаши заточены, бантики завязаны. Все! В первый класс.

Тут только начинаешь понимать, что букет, портфель и бантики – это только внешняя сторона. Есть еще главное – для ребенка наступает новая жизнь. К ней ему придется приспосабливаться. Специалисты считают, что первые месяцы в школе – самое трудное время в жизни многих учеников.

Как сделать так, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал в новых условиях, как помочь адаптироваться?

Учеба — это, по сути, первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от ребенка внимания, прилежания, упорства, умения завершить начатое дело. Все дети по-разному привыкают к этому новшеству.

Первые 2–3 недели особенно трудны для ребенка. Следствием этого могут быть головные боли, нарушения сна, снижение аппетита и др. Поэтому следует быть особенно внимательными к ребенку в период адаптации.

Если вы знаете, что ваш малыш трудно привыкает к новым условиям, то обязательно возьмите отпуск на недельку-другую. Тогда адаптация будет проходить намного легче: вы сможете забирать ребенка после уроков, не оставляя его в группе продленного дня. У вас будет время поговорить с малышом о том, что сегодня было в школе. Поначалу вам придется помогать первокласснику делать уроки, научить его быть дисциплинированным.

Если вам не нужно будет бежать на работу, вы сможете в первое время каждый день общаться с учительницей. Почему это важно? Во-первых, учительница, чувствуя заинтересованность родителей, будет внимательнее к вашему ребенку. Да и решить большинство проблем тогда удастся «по горячим следам», то есть быстро.

Первый день в школе будет совсем коротким. После торжественной линейки малышей построит парами их первая учительница и отведет в класс. Иногда в первый день бывает экскурсия по школе, чтобы первоклашкам стало понятно: вот столовая, вот туалет, вот здесь находится твой класс, а вот это – кабинет директора.

Первый урок – это знакомство: со школой, с учителем – этакое «завлекательное» введение в страну знаний. Детям это чаще всего нравится, и они не успевают соскучиться по родителям. Заберите ребенка пораньше, и даже если в вашей школе есть продленка, пусть в свой первый школьный день малыш пойдет домой сразу после тех двух-трех уроков, которыми для него открывается школьная жизнь. Новых впечатлений и положительных эмоций ему хватит надолго.

О чем нужно спросить ребенка в его первый школьный день?

  • Как зовут твою учительницу?
  • Как зовут твоего соседа(соседку) по парте?
  • Что нового ты узнал сегодня в школе?
  • Что тебе было непонятно? (Если сможете, то объясните ребенку сами, а если нет – не забудьте сказать об этом учительнице.)
  • С кем из своих одноклассников ты уже познакомился?
  • Какие уроки у вас были? Было ли тебе интересно?
  • Попросите ребенка пересказать коротко то, о чем рассказывали на уроках.

Возможные проблемы первого дня

Нам, взрослым, они могут показаться совсем несерьезными, а вот для детей любые «мелочи» могут быть самыми настоящими проблемами.

  • Ребенок испугался новой обстановки.
  • Ребенок не подружился ни с кем в классе.
  • Ребенок не нашел туалет.

Со всеми этими вопросами на следующий день вы обязательно обратитесь к учительнице и попросите исправить ситуацию: туалет показать, по школе поводить, с детьми подружить (для этого есть специальные игры-дружилки).

А вот если:

  • ребенок расплакался в школе;
  • ребенок говорит, что завтра в школу не пойдет и просит отвести его обратно в детский сад;
  • ребенок говорит, что ему не понравилось на уроках, и хочет, чтобы завтра были только перемены.

Тогда нужно действовать родителям. Расскажите малышу о школе, вспомните истории из своего детства, которые покажут ребенку, как в школе может быть весело и интересно. Поговорите и о том, что уроки – это здорово, на них можно узнать много нового, научиться многому, что пригодится в жизни. Но если ситуация будет повторяться изо дня в день, обязательно обратитесь к учителю и психологу.

День второй, третий... неделя… месяц… Итак, малыш начинает потихоньку осваиваться в новой обстановке. Он уже запомнил имена нескольких одноклассников и учительницы. Его рассказы «о жизни в школе» становятся более связными и распространенными. Он уже пишет в тетрадях, у него есть дневник. Для родителей это очень удобно. Просматривайте тетради и читайте дневник, это поможет вам более подробно расспрашивать ребенка.

Вся первая неделя сентября – это первый этап адаптации. Ребенок привыкает к новым людям, новым правилам, к обстановке. Он постепенно запоминает, где находится его парта, как пройти в класс или спортивный зал, найти выход на улицу. Он выстраивает отношения с одноклассниками, стараясь найти свое место в детском коллективе. Малыш присматривается к учителям и одноклассникам.

Не только ребенок привыкает к школе, но и родители. Вы уже познакомились с учительницей, наверняка побывали на родительском собрании, научились выполнять домашние задания и поняли, что же такое для родителей первый класс, в частности, и школа вообще. И, разумеется, у всех родителей возникает немало вопросов.

Сколько времени длится адаптация к школе у первоклассников?

У всех по-разному. Как правило, к концу сентября – началу октября малыши уже привыкают к новому режиму, «принимают» учительницу как авторитетного взрослого, знают всех одноклассников по именам, без труда выполняют несложные пока домашние задания.

Однако не у всех детей адаптация происходит быстро и незаметно. Есть дети, которые привыкают медленно и осваиваются на новом месте только к декабрю, а то и февралю. Именно таким малышам очень нужна помощь и поддержка семьи.

А что делать, если уже февраль, а мой ребенок так и не привык к школе? Он капризничает, по утрам отказывается туда идти и говорит, что не любит учителя.

В таком случае вам необходима консультация психолога. Возможно, дело вовсе не в том, что ребенок плохо адаптируется к школе. Скорее всего, такая ситуация вызвана отношениями ребенка с учителем. Бывает, что после мягкой, доброй и привычной воспитательницы ребенок ни за что не хочет «подружиться» с более строгим и требовательным учителем. В этой ситуации на помощь должен прийти психолог.

Может ли так случиться, что ребенок к школе так и не привыкнет?

Конечно же, рано или поздно к школе привыкают все дети. Но вот у первоклассников так бывает: время идет, а в школу идти все больше и больше не хочется, ребенок плачет и капризничает, отказывается делать уроки. Причины могут быть разными: слишком ранний подъем, переутомление из-за больших нагрузок, учитель, который не может найти подход к вашему ребенку. В очень редких случаях родители принимают решение – пойти в школу через год.

Как помочь ребенку в период адаптации к учебе

  • Родительская любовь и забота - это главное, как бы банально это ни звучало. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы — враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка дома поможет легче привыкнуть к новой обстановке.
  • Отнеситесь с пониманием к тому, что в период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. В этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.
  • Не забудьте про сбалансированное питание: обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут настоящим стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание снизит риск простудных заболеваний.
  • Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным врачебным советом.
  • Родителям нужно поддерживать в семье положительное отношение к учебе.
  • Помогайте первое время ребенку собирать портфель. Это не значит, что вы должны сделать всё за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Удобно также повесить расписание на стену, чтобы оно было вечером перед глазами.
  • Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Это не страшно, надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. С любимым мишкой ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками, так что пока пусть будет рядом любимая игрушка.
  • Придерживайтесь четкого режима дня.

Каким должен быть режим первоклассника?

Это очень важный вопрос. К режиму будущего школьника нужно готовить заранее, и, конечно же, соблюдать его с первых дней учебы в школе.

Режим первоклассника

  1. Сон – 11,5 часов, включая 1,5 часа дневного сна.

Не забывайте, что полноценный сон – это единственный вариант самого главного отдыха, который позволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Помните, не выспавшийся малыш «проспит» все, что ему нужно услышать и понять в школе. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Ученик младших классов должен ложиться спать не позже 21.00. Кстати, в выходные дни время отхода ко сну должно быть таким же, как и обычно.

  1. Прогулки – 3–3,5 часа.

В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку (10–15 минут) и прогулки – еще один эффективный способ восстановления сил (перед выполнением домашнего задания и перед сном) – общей продолжительностью 3–3,5 часа.

  1. Выполнение домашнего задания – не более 1 часа с перерывами каждые 15–20 минут.

Нормативными указаниями запрещено в первой половине учебного года давать первоклассникам домашние задания. Однако, как известно, задания все же задают. Продолжительность занятий не должна быть более 1 часа, причем через каждые 15–20 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3–5 минут. Не заставляйте ребенка многократно переписывать задание из черновика в чистовик и, конечно, не заставляйте ребенка делать все за один «присест». Работа по принципу «пока не закончишь, не встанешь» малоэффективна и создает дополнительное напряжение.

  1. Кружки и секции – не более 1 часа.

Конечно, все эти интересные занятия очень важны для развития малыша, но подумайте, насколько они посильны для вашего ребенка? Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия в первый год обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные.

Поэтому, дорогие родители, подумайте, возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Если же вы решили, что дополнительные занятия необходимы, то для семилетнего ребенка их продолжительность должна быть не больше часа.

Не нужно спешить записывать его в кружки и секции. Это может привести к повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительности и проблемам со здоровьем. Также лучше постараться избежать «продленки», хотя бы в течение первого полугодия.

  1. Телевизор (компьютер) – 2–3 раза в неделю по 30 минут.

Увы, мало кто соблюдает эти указания, и все-таки постарайтесь соблюдать рекомендуемые нормы.

На что следует обращать внимание в первые недели в школе?

Конечно, на настроение ребенка. Ведь улыбка на детском лице – это индикатор его душевного здоровья и благополучия. Следите за тем, насколько сильно ребенок устает, не слишком ли велики нагрузки.

Как определить, адаптировался ли ребенок к школе?

То есть, каковы критерии того, что малыш принял новые условия и теперь может спокойно учиться? Не нужно надеяться на какие-то специальные тесты. Хотя, если в школе есть психолог, он обязательно их проводит в конце сентября – начале октября. Но вам, мудрым родителям, достаточно просто послушать своего ребенка.

Итак, ответьте на вопросы о вашем ребенке.

– Утром идет в школу в хорошем настроении?

– Возвращается из школы тоже в хорошем настроении?

– Рассказывает о том, что было в школе, в основном, с положительным настроем?

– Подружился, хотя бы с двумя одноклассниками?

– Не боится учительницы?

– Ему нравятся не только перемены и прогулка, но и уроки?

– Не отказывается выполнять домашние задания?

– Не отказывается идти в школу?

Если вы ответили «да» на все эти вопросы, значит адаптация прошла успешно, и вы можете облегченно вздохнуть. Ваш ребенок уже настоящий первоклассник. А если хотя бы на 2 вопроса вы ответили «нет», тогда вам непременно нужно пообщаться с учительницей и психологом, потому что ситуация требует вмешательства специалистов.

Когда можно начинать оставлять ребенка в группе продленного дня?

Это зависит от того, насколько гладко проходит адаптация. Но делать это можно только после того, как вы убедились: ребенку хорошо в школе, его ничто не беспокоит. В этом случае нужно обратить внимание на то, есть ли в группе тихий час, то есть, имеет ли ребенок возможность в течение дня отдохнуть. Если такой возможности нет, то до конца первого класса его лучше забирать домой сразу после уроков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как помочь ребенку адаптироваться в школе Подготовила воспитатель Амплеева Анастасия Валерьевна

Слайд 3

Первые месяцы в школе – самое трудное время в жизни многих учеников. Как сделать так, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал в новых условиях, как помочь адаптироваться?

Слайд 4

Если ваш малыш трудно привыкает к новым условиям, то обязательно возьмите отпуск на недельку-другую.

Слайд 5

О чем нужно спросить ребенка в его первый школьный день? Как зовут твою учительницу? Как зовут твоего соседа(соседку) по парте? Что нового ты узнал сегодня в школе? Что тебе было непонятно? С кем из своих одноклассников ты уже познакомился? Какие уроки у вас были? Было ли тебе интересно? Попросите ребенка пересказать коротко то, о чем рассказывали на уроках.

Слайд 6

Возможные проблемы первого дня: Ребенок испугался новой обстановки. Ребенок не подружился ни с кем в классе. Ребенок не нашел туалет. Ребенок расплакался в школе; Ребенок говорит, что завтра в школу не пойдет и просит отвести его обратно в детский сад; Ребенок говорит, что ему не понравилось на уроках, и хочет, чтобы завтра были только перемены.

Слайд 7

Как помочь ребенку в период адаптации к учебе

Слайд 8

Режим первоклассника

Слайд 9

На что следует обращать внимание в первые недели в школе? Улыбка на детском лице – это индикатор его душевного здоровья и благополучия.

Слайд 10

Как определить, адаптировался ли ребенок к школе? Утром идет в школу в хорошем настроении Возвращается из школы тоже в хорошем настроении Рассказывает о том, что было в школе, в основном, с положительным настроем Подружился , хотя бы с двумя одноклассниками Не боится учительницы Н равятся не только перемены и прогулка, но и уроки Не отказывается выполнять домашние задания Не отказывается идти в школу

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень мол...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Успеть к школе»

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависят от постановки физической культуры в детском саду и семье…» - эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову....

Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)

laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...