Проект"Удивительные эксперименты дома"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
По доминирующей деятельности: познавательно-творческий
Возраст: старшая группа
Участники проекта: педагоги, воспитанники и родители группы.
По продолжительности: краткосрочный – 1 месяц
Руководитель проекта: Осипова В.В.
Проблема:
Детям по своей природе свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим.
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Основная особенность познавательной деятельности - ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Цель проекта: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности, через привлечение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Задачи проекта:
- установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, путем проведения экспериментов в домашних условиях;
- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
- учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Гипотеза состоит в предположении того, что проводимая работа в группе, а также творческое взаимодействие детей и родителей будет способствовать повышению интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности, и как следствие динамики в познавательном и речевом развитии дошкольников.
Анализ ресурсов:
Ресурсы Внутренние ресурсы | |
Кадровый потенциал |
|
Материально - техническое обеспечение |
|
Этапы проекта
1 этап – Подготовительный - 1 неделя
- Составление понятийного аппарата
- Сбор информации, подготовка оборудования для реализации проекта
- Организация развивающей среды
- Составление перспективного плана работы
- Информирование родителей о проведении проекта
- Подготовка информационной и консультативной базы для работы с родителями
- Анкетирование родителей по теме
2 этап - Организационно-информационный - 2 недели
Реализация проекта:
- Работа с детьми:
- Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.
- Ознакомление с картотеками опытов и схемами экспериментов, которые можно провести дома.
- Оформление информационных стендов по экспериментальной тематике.
2. Работа с родителями:
- Анкетирование, мастер-класс, консультации, информационные буклеты, домашние задания, презентация проектов.
- Организация детско-родительской деятельности – проведение эксперимента дома.
3 этап – Итоговый - 1 неделя
- Представлений детьми результатов детско-родительского эксперимента в домашних условиях.
- Оформление картотеки-альбома «Экспериментируй дома»
Поэтапный план реализации проекта
Ответственный за проведение: воспитатель Осипова В.В.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | |||
1 этап – организационно - информационный | ||||||
Подготовить методическое обеспечение проекта | Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов, разработка перспективного плана, организация предметно - развивающей среды | 1 неделя | Создание нормативно-правовой и методической базы, для реализации проекта и обеспечением необходимой информацией родителей и детей. | |||
Определения объема знаний о некоторых явлениях в неживой природе, об элементарных физических процессах. | Мониторинг детей по проблеме: беседы с детьми «От чего и почему?» | |||||
Выявление отношения к исследовательской активности детей | Анкетирование родителей | |||||
2 этап - практический | ||||||
НОД | ||||||
Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление происхождении, формировать представления о природном явлении – извержение вулканов. Учить делать умозаключения. | Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы» | 2 недели | У детей сформируются представления о процесс извержения вулканов. | |||
Учить рисовать радугу путем смешивания красок, опытным путем получать необходимые цвета. Составить схему получения цветов. | НОД Рисование «Радуга- дуга» | Дети усвоят принцип смешивания красок, усвоят алгоритм получения различных цветов. | ||||
Познакомить со свойствами металлов, их видами, магнитом. Опытным путем показать не/способность металлов к магнетизму. | НОД ФЦКМ «Металлы. Магнетизм» | Дети усвоят свойства металлов, магнита, процесс притяжения-отталкивания двух магнитов. Способны сделать выводы. | ||||
Опыты и эксперименты | ||||||
Опытным путем установить явление статического электричества и возможность снять его с предметов. | «Чудо прическа». «Волшебная фольга». | Дети смогут применять практически знания о статическом электричестве. | ||||
Выявить особенность двух магнитов: притяжение и отталкивание. | «Два магнита» | Дети узнают о полярности магнитов | ||||
Закреплять представления о свойствах льда, дать представления об айсбергах. Познакомить с процессом испарения, зависимостью скорости испарения от температуры, открытости поверхности. Познакомить с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков. | «Почему не тонут айсберги»? «Куда делась вода»? «Путешествие маленькой капельки». | Дети смогут установить причинно-следственные связи между температурой и скоростью испарения воды, процесс выпадения осадков, процесс круговорота воды в природе. | ||||
Познакомить с силой притяжения Земли, с силой трения . | «Яблоко Ньютона». Эксперимент «Почему движутся предметы»? Опыт «Две пробки». | Дети усвоят существование «невидимой силы», которая притягивает к земле любые предметы и тела. | ||||
Презентации, образовательные ситуации и беседы | ||||||
Обобщить и расширить знания об электричестве, как оно помогает человеку и как «приходит» к человеку. Познакомить с батарейкой, как хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки. Уточнять и закреплять правила безопасности в обращении с электроприборами. Запомнить правила работы во время проведения экспериментов, активизировать знания о лаборатории. | Презентация «Путешествие в страну Электричества». «Почему горит фонарик»? «Правила безопасности с электричеством». «Лабораториум». «Внимание. Работа в лаборатории». | Дети узнают о значении электричества, откуда оно появляется, о значимости батареек. Узнают способом использования лимона в качестве батарейки. Актуализируют правила при проведении эксперимента, правила безопасности. | ||||
Познакомить с приборами наблюдений: микроскоп, лупа, бинокль, телескоп. | «Волшебные стеклышки». | Получат знания о разнообразии приборов наблюдений их конструкцией. | ||||
Просмотр мультфильмов | ||||||
Развитие познавательной активности, любознательности. | «Смешарики. Притяжение земли». «Фиксики. Сила трения. Сила притяжения. Электричество. Магнит». | Дети познакомится с понятиями «сила притяжение, сила трения, электричество, магнетизм». | ||||
Исследовательская деятельность на прогулке | ||||||
Помочь сделать выводы, где снег растает быстрее, на солнце или в тени. Установить взаимосвязь. Помочь сделать выводы о том, что снег сохраняет тепло. Познакомить с образованием тени от предметов. Познакомить с понятием «отражение», найти предметы в окружающей обстановке, способные отражать. Помочь сделать умозаключения. | «Где быстрее растает»? «Тепло ли под снегом»? «Таинственные картинки». «Я увижу свое отражение». | Дети смогут сделать выводы о свойствах снега, устанавливать причинно - следственные связи. Понять свойства предметов, способствующие отражению. | ||||
Поддержание интереса к экспериментированию. Через чтение художественной литературы, способствовать проведению самостоятельных элементарных экспериментов. | «Секреты знакомых предметов» А. Шапиро Создание условий для самостоятельной деятельности в мини лаборатории. | Дети узнают об элементарных экспериментах, которые они смогут выполнять в самостоятельной деятельности в группе и дома. | ||||
Работа с родителями | ||||||
Просвещение родителей по данной теме: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. Научить родителей элементарным опытам и экспериментам в домашних условиях. Установить сотрудничество с родителями в вопросах развития познавательной активности детей. Привлечь родителей к участию в познавательно – исследовательской деятельности ребенка. | Консультации для родителей: «Игра или экспериментирование». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». «Что нужно делать для поддержания интереса к познавательному экспериментированию»? Памятка «Как организовать мини лабораторию в домашних условиях»? Мастер - класс «Чудеса на маминой кухне». Домашнее задание «Опыты в семейной лаборатории». | Родители расширят знания о необходимости проведения опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях. Практическим путем научатся опытам и экспериментам в домашних условиях. Сотрудничество детей и родителей | ||||
3 этап – итоговый | ||||||
Представление детьми результатов детско-родительского эксперимента или опыты дома. | Презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории». | 1 неделя | Дети смогут поделиться впечатлениями от проведенных дома опытов вместе с родителями, смогут заинтересовать друг друга на продолжения этой работы. | |||
Оценка реализации проекта детьми | Беседа с детьми «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?» | Ожидается динамика владения материалом по данной проблеме. Обогащение РППС. | ||||
Расширение материально-технической базы, распространение опыта среди педагогов и родителей. | Оформление картотеки-альбома «Экспериментируй дома» |
Конечный продукт проекта: презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории», при выполнении которой:
- дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой;
- у них сформируются личностные компетенции: познавательная активность, самостоятельность, инициативность;
- расширятся перспективы поисково-познавательной деятельности;
- повысится процент включенности родителей в развитие и воспитание своих детей.
Диагностический инструментарий: модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Методические разработки: перспективный план (см. приложение №1)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко, Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Т.М. Бондаренко - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Детское экспериментирование // Ребенок в детском саду: информационный портал о государственных и частных детских садах: https://kladraz.ru
- Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ: https://deti-clab.ru
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Иванова, И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. А.И. Савенков.– Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Перспективный план проведения проекта «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории».
№ | Мероприятия | |
1 день | Тема «Начинаем эксперимент» Образовательная ситуация «Лабораториум». Беседа «Внимание. Работа в лаборатории». Опыт «Волшебные стекляшки». | Чтение «Секреты знакомых предметов» А. Шапиро: «Нитка. Веревка. Канат» «Бумага» «Зеркало» «Пузырек воздуха».
|
2 день | Тема «Вода» Опыт «Почему не тонут айсберги»? Исследовательская деятельность на прогулке «Где растает снег»? Опыт «Куда делась вода». | |
3 день | Тема «Вода» Опыт «Путешествие маленькой капельки». Исследовательская деятельность на прогулке «Тепло ли под снегом». | |
4 день | Тема «Превращения» НОД ХЭР с элементами экспериментирования «Радуга-дуга». Исследовательская деятельность на прогулке «Таинственные картинки. Тень». Опыт «Игра света или как образуется радуга»? | |
5 день | Тема «Природные явления» НОД ПИД «Вулкан». Просмотр презентации «Молния». Опыты «Чудо прическа». «Волшебная фольга». | |
1 день | Тема «Электричество» Просмотр презентации « Путешествие в страну Электричества». Эксперимент «Почему горит фонарик»? Беседа «Правила безопасности с электричеством». Просмотр мультфильма «Фиксики « Электричество». | |
2 день | Тема «Магнит. Поверхности» НОД ПИД « Металлы. Магнетизм». Эксперимент «Два магнита». Исследовательская деятельность на прогулке «Я увижу свое отражение». Просмотр мультфильма «Фиксики. «Магниты». | |
3 день | Тема «Великие силы» Просмотр мультфильмов «Смешарики. Притяжение земли», «Фиксики. Сила трения. Сила притяжения». Опыт «Яблоко Ньютона». Эксперимент «Почему движутся предметы»? Опыт «Две пробки». | |
4 день | День самостоятельных опытов и экспериментов. | |
5 день | Презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В копилку педагогам.Консультации для родителей "Лаборатория дома. Этот удивительный эксперимент"
Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок....
Краткосрочный исследовательско - творческий проект "Удивительный мир экспериментов".
Ознакомить детей с природой....
Познавательно-исследовательский проект «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» в средней группе
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми и родителями среднего дошкольного возраста.Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей среднего дошкол...
Проект «Удивительный мир экспериментов»
Проект «Удивительный мир экспериментов»...
Проект "Удивительный мир экспериментов"
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование...
проект "Удивительный мир экспериментов"
краткосрочный исследовательско- творческий проект в младшей группе...
Лаборатория дома «Этот удивительный эксперимент»
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Л...
- Мне нравится (1)