Диагностика стиля общения. Для родителей.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_stilya_obshcheniya._dlya_roditeley_motova_o.e.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика стиля общения. Для родителей.
Мотова О.Е.
Стили воспитания
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Авторитарный стиль:
Особенности
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);
2 вариант – развитие деспотической личности:
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.
Рекомендации для родителей
- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Не подслушивать телефонные разговоры.
- Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
Попустительский (либеральный) стиль:
Особенности
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
- самостоятельность
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».
Рекомендации для родителей
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Гиперопека:
Особенности
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.
В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.
Последствия
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – «домашний деспот»:
- требовательность и нетерпимость к желаниям других;
- избалованность и капризность, эгоизм;
- манипулирование окружающими;
- высокомерие и надменность;
- своенравность.
2 вариант – зависимая личность:
- безынициативность, беспомощность;
- пасует перед трудностями;
- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
- с трудом контактируют со сверстниками.
Рекомендации для родителей
- Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
- Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;
- Стимулируйте общение со сверстниками.
- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.
Демократический стиль:
Особенности
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
Основные характеристики этого стиля:
- взаимоприятие;
- взаимоориентация.
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
- активно-положительное отношение к ребенку;
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Последствия
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
Рекомендации для родителей
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
Список литературы:
1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.
2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5. www.pk19.ru/userfiles/files/konf_types.doc
6. http://www.camp.ru/journal/view.htm?id=29
Тест для родителей «Ваш стиль общения и воспитания»
При ответе на вопрос Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа.
1. Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?
А. Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.
Б. Из-за чрезмерной требовательности родителей.
В. Из-за своих эгоизма, лени и упрямства.
2. С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
А. Если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него выйдет хороший человек.
Б. Родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны заслужить его.
В. Важно, чтобы родители не мешали жить детям и не навязывали им свое общество.
3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками?
А. Ребенок обязан общаться только с теми детьми, которые нравятся родителям.
Б. Родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.
В. Ребенок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.
4. Ребенок должен понимать, что его родители…
А. Знают все, о чем он думает.
Б. Интересуются его мыслями и чувствами.
В. Не претендуют на то, чтобы знать его помыслы.
5. Взрослый должен просить прощение у ребенка?
А. Никогда.
Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.
В. По настроению.
6. Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?
А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.
Б. Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло».
В. Может. А родители должны помочь материально.
7. Как должны реагировать родители ребенка, услышав от него нецензурные выражения.
А. Возмутиться и строго наказать.
Б. Договориться, что эти слова он не будет произносить.
В. Не делать из мухи слона, первый раз вообще можно мимо ушей.
8. Зачем давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.
Б. Чтобы он мог потратить их по своему усмотрению.
В. Чтобы он не воровал деньги у родителей.
9. У ребенка могут быть секреты от родителей?
А. Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком.
Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.
В. Конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.
10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребенка?
А. До той поры, пока ребенок не начнет покупать все это на самостоятельно заработанные деньги.
Б. До того, как ребенок не научиться высказывать свои пожелания на этот счет.
В. До того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.
11. Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь?
А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.
Б. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях).
В. Да. И как можно чаще.
12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка?
А. Безусловно. Родители должны следить за этим.
Б. В жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.
В. Ни к чему мучить ребенка и себя.
Обработка результатов.
Подсчитайте, каких ответов – «А», «Б» или «В» у вас больше всего, и вы сможете определить черты своего стиля воспитания.
«А» - АВТОРИТАРНЫЙ стиль
«Б» - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ стиль
«В» - ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль
Авторитарный стиль. Вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения, не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают возможности высказаться, стремятся контролировать своих детей. Такое воспитание приводит к негативным последствиям. Ребенок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не хотят и не умеют делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчет, и часто попадают под дурное влияние сверстников.
Демократический стиль. Вы заботливые и внимательные родители. Ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы проявляете достаточную твердость и последовательность в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребенка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества данного стиля воспитания родители поощряют в своих детях самостоятельность позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. Родители заботливы и терпеливы, отношения с детьми, как правило, бывают теплыми.
Либеральный стиль. Главный принцип воспитания: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Не требовательное отношение к ребенку и непоследовательность в воспитании приводят дети не видят (не чувствуют) границ допустимого поведения, вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство САМОУВАЖЕНИЯ. Дети, как правило, плохо учатся и вырастают очень несчастными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар для педагогов "Стили общения с родителями"
В помощь старшему воспитателю...
"Стили общения с родителями".
Консультация для воспитателей....
Диагностика стиля педагогического общения
Профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательног...
Консультация для родителей "Стили общения родителей с детьми. Ошибки в воспитании".
Пять самых распространённых стилей воспитания детей....
Диагностика «ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Диагностика «ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»...
Презентация "Стиль общения с родителями"
Презентация для молодых педагогов "Стиль общения с родителями"...
Стили общения. Педагог- родитель
Стиль общения педагога с родителями Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познава...