Артикуляционная гимнастика ( в помощь родителям)
материал на тему

Ахметшина Гульшат Габдельахатовна

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений, комплекс упражнений и порядок их выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx142.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

 - Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

 - Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.

 - Выполняется комплекс гимнастики несколько раз в день.

 - Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение.

Организация проведения

артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

     Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.  Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).  

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

     Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Артикуляционная гимнастика

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Составила: Учитель-логопед

 МАДОУ «Д/с №78»

Ахметшина Г.Г.

         Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

        А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, мышца органов речи. И для него, как и для языка - главная всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

       Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

       Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

       Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно, упражняясь.  

       Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5 -7 минут.

«Улыбочка»: Удерживать губы в улыбке, губы сомкнуты.

«Хоботок»: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Бегемотик»: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Чередование «Хоботок» - «Улыбка»

«Заборчик»: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Любопытный язычок»: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

 «Блинчик»: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».

«Чашечка»: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

«Вкусное варенье»: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку»..

«Чистим верхние (нижние) зубы» (с внутренней стороны): Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние (нижние) зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Покусаем язычок»: Улыбнуться, приоткрыть рот и слегка покусать язык. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».

«Лопаточка»: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 «Маляр»: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

«Барабан»: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

«Лошадка»: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Грибок»: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Парус»: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

«Часики»: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

«Качели»: Улыбнуться, открыть рот. На счет раз-два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Артикуляционная гимнастика" в помощь родителям, ч.1

Комплекс артикуляционных упражнений "Бегемотики", "Улыбка", "Трубочка", "Месим тесто", "Блинчик", "Чашечка", "Вкусное варенье" с иллюстрациями и описанием....

"Артикуляционная гимнастика" в помощь родителям, ч.2

Комплекс артикуляционных упражнений: "Часики", "Качели", "Лошадка", "Парус", "Грибок", "Маляр", "Индюк" с иллюстрациями и описанием....

Буклет "Артикуляционная гимнастика" в помощь родителям

Прежде, чем приступить к выполнению Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, усто...

Артикуляционная гимнастика. В помощь родителям

Буклет для родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика в помощь родителям

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами презентацией которую использую на родительском собрании....

Повалюхина Т.А. Презентация "Артикуляционная гимнастика. В помощь родителям"

Как делать артикуляционную гмнастику дома? Воспользуйтесь данной презентацией....

Брошюра. Артикуляционная гимнастика в помощь родителям

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...