Роль аудирования в развитии речи детей
консультация (старшая группа) на тему
Роль аудирования в развитии речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_rol_audirovaniya_v_razvitie_rechi.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль аудирования при развитии речи дошкольников.
Термин «аудирование» был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи со слуха. Чаще и привычнее всего слышать термин «аудирование» применительно к обучению детей иностранному языку. Но изучение современных психолингвистических подходов к развитию речи доказывает обоснованность и важность аудирования и в овладении детьми родным языком. Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности, который труднее, чем разговор, чтение и письмо. Общеречевая подготовка - развитие говорения - начинается с первого дня рождения ребенка и продолжается в течение всего дошкольного детства вплоть до поступления его в школу, где навыки устной речи совершаются до выработки "собственного стиля" Общеречевая подготовка детей дошкольного возраста, кроме развития устной речи, самым непосредственным образом связана и с развитием восприятия и понимания слышимой речи (аудирования), которые на протяжении всего дошкольного возраста, особенно в первые три года жизни ребенка, значительно опережают развитие навыков говорения. Несмотря на огромное значение аудирования в умственном развитии ребёнка, собственно методика аудирования как один из структурных компонентов методики развития речи остается до сегодняшних дней неразработанной, как и не исследованы до сих пор достаточно психологические и психолингвистические особенности восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста. Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. Оно может быть непосредственным (диалогическое общение, слушание устных высказываний) и опосредованным (аудирование радио- и телепередач). Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Особое значение приобретает развитие этих умений у детей, имеющих различные нарушения речи. И если логопедические занятия корректируют нарушения произносительной стороны речи и письма, то аудированию уделяется незаслуженно малая часть коррекционного воздействия.
Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающее в то же время и развивающее воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти учащегося, и, прежде всего слуховой памяти, важной для любого предмета. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая возможность понимать учебное высказывание. Аудирование служит и мощным средством обучения: оно дает возможность овладевать звуковой стороной родного языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного основного средства обучения данным видам речевой деятельности. Современная методика развития речи детей - формирование речевой деятельности - предполагает общеречевую подготовку: развитие навыков устной речи (орфоэпических, фонологических, произносительных, лексических, грамматических; навыков производства диалогических и монологических высказываний), то есть навыков говорения - употребления единиц языка для мышления, общения; развитие коммуникативных навыков, и развитие восприятия и понимания речи (аудирование).
С учетом этих факторов и определяется цель аудирования - развитие умения полностью понимать слышимый текст, формируется психологический механизм смыслового восприятия на слух.
Алгоритм занятия по аудированию следующий:
1. Предварительная инструкция до прослушивания создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания.
2. Процесс восприятия аудиосообщения . Текст предлагается к прослушиванию однократно. Затем учащимся предлагается нарисовать услышанное. На первом занятии возможна дополнительная визуализация, так как изобразительные навыки у большинства детей развиты недостаточно, в качестве вспомогательного средства предлагается посмотреть одноименный мультфильм или рассмотреть картинки с персонажами рассказа. При значительных трудностях в усвоении возможно повторное прослушивание.
3. Выполнение заданий, контролирующих понимание. После рисования начинается работа по развитию навыков аудирования: с помощью различных упражнений ведётся работа по расширению понимания слышимой речи, а также навыков пересказа. Используемые задания:
- Выделить главную мысль рассказа;
-Установить последовательность событий и логические связи;
- Озаглавить прослушанное;
- Разбить аудиотекст на смысловые куски;
- Записать основное содержание в виде ключевых слов;
- Передать содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Консультация для родителей "«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по развитию речи...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация для родителей. Игры для развития речи детей....
Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...