Как приучить детей к самостоятельности в дошкольном возрасте.
консультация на тему
Консультирование для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 300.18 КБ |
Предварительный просмотр:
"Делай, как я" и другие методики воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста
Самостоятельный ребенок - мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:
- Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: "Что такое хорошо...";
- Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. "Сделай сам";
- Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.
Что педагогика понимает под самостоятельностью
Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей - всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:
- он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
- он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
- он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
- он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.
Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив - составляю план - получаю результат. В разных ситуациях - игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.
Кризис трехлетнего возраста
Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.
Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: "Хочешь мороженое"? - "Нет". Пойдешь со мной в магазин"? " - Не хочу". Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, "воспитание" самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие "умения" мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым "махровым образом" расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.
Предоставьте ребенку возможность выбора
Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:
- какой игрушкой он хочет играть;
- апельсин или яблоко на завтрак;
- карандашами или красками будет рисовать;
- что он хочет рисовать;
- гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.
Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.
Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности
В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:
- Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания - после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи "спасибо" бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
- Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
- Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.
Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.
Откажитесь от режима из-под палки
Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме "из-под палки". Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно "вбить". Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423472-1395434156.jpg)
КАТАЛОГ Пальчиковых игр,способствующих развитию самостоятельности и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В каталоге представлены пальчиковые игры на год- по сезону, фольклорные пальчиковые игры и игры для развития самостоятельности у детей младшего возраста...
УБЕРУ ИГРУШКИ САМ, ВСЕ РАССТАВЛЮ ПО МЕСТАМ...(ПРИУЧАЕМ ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ)
С самого раннего детства приучайте ребенка убирать игрушки на свои места. Сделайте уборку игрушек важным каждодневным событием, постепенно разъясняя ребенку его необходимость....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/02/picture-1090673-1588432395.jpg)
Памятка родителям: Как приучить детей к самостоятельности.
Советы родителям, с чего стоит начинать приучение ребенка к самостоятельности....
МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-800445-1467223651.jpg)
Консультация для родителей "Мама, я сам!" Приучаем детей к самостоятельности
"Мама, я сам!" Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/19/picture-1256508-1592551994.jpg)
Приучаем детей к самостоятельности
На личных консультациях я очень часто сталкиваюсь с ситуациями, которые чётко отражают внутреннюю потребность родителей оградить ребёнка от самостоятельности. Самостоятельность – это ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1452483-1674563048.jpg)
Консультация для родителей "Приучаем детей к самостоятельности"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Приучаем детей к самостоятельности"...