Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду"
консультация на тему
В процессе данной консультации рассматривается понятие адаптации, стадии ее прохождения ребенком. Для лучшего понимания родителями своих малышей, предлагается эмоциональный портрет ребенка во время адаптации. Родителям предлагаются рекомендации, выполнение которых поможет заранее подготовиться к детскому саду и облегчить процесс привыкания к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к детскому саду
Адаптация – приспособление организма к окружающим условиям. Адаптация предназначена для сохранения организмом своих структуры и функций в пределах нормы в изменяющихся условиях.
Адаптация человека имеет 2 спектра – биологический и психологический. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Сдвиги, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма – от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности.
Адаптация ребенка к условиям ДОУ является одним из важнейших этапов дошкольного детства и от особенностей ее протекания во многом зависит дальнейшее физическое и психическое здоровье ребенка.
Начало посещения детского сада вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей любого возраста.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего ранее детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Период адаптации у детей дошкольного возраста протекает по 3-м типам: благоприятному, среднеблагоприятному и неблагоприятному.
Период непосредственной адаптации начинается с приходом ребенка в детский сад. Он подразделяется на несколько стадий:
1.Стадия ориентировочного рефлекса. Средние сроки протекания этой стадии установить трудно, так как у одних детей она практически отсутствует, а у других длится от нескольких часов до нескольких дней. Для этой стадии характерно приподнятое эмоциональное состояние ребенка, вызванное большим количеством новых ярких впечатлений.
2. Стадия острой адаптации. Эта стадия связана с появлением у детей резких негативных эмоциональных реакций (плача, гнева, страха и т.д.), снижением познавательных интересов, ухудшением аппетита и сна, уменьшением количества положительных эмоций. Высока вероятность возникновения различных заболеваний. Сроки протекания этой фазы колеблются от нескольких дней до нескольких недель, а то и месяцев.
3. Стадия привыкания (скрытое течение адаптации). Для этого этапа характерно затухание негативных эмоциональных реакций, улучшение общего состояния ребенка.
Самой сложной и для ребенка и для взрослых является стадия острой адаптации.
Тяжелый, или неблагоприятный тип адаптации протекает с массой негативных сдвигов детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Нам же видна лишь «надводная часть айсберга» - поведение ребенка, который постоянно находится в сильнейшем нервно-психическом напряжении, в состоянии стресса.
Порой родители говорят, что ребенка будто «подменили». Однако подменили не ребенка, а его жизнь. А ребенок реагирует на это. Как же может измениться поведение ребенка под влиянием стресса?
Представим себе
эмоциональный портрет ребенка в период адаптации:
1.Отрицательные эмоции – важнейший компонент эмоционального портрета, встречающийся, как правило, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организованному коллективу. Проявления могут быть различными: от еле уловимых до депрессии. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете – не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, и, конечно, не играет и не спит. Как правило, тут же присутствует вся палитра плача – от нытья и хныканья до рыданий.
2. Страх – в той или иной степени в период адаптации его испытывает, наверно, каждый ребенок. Ведь малыш, впервые придя в детский сад, во всем видит лишь скрытую угрозу для своего существования. Ребенок боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное, что мама забудет о нем, уйдя из сада на работу. Малыш очень боится того, что родители предадут его, не придут за ним вечером, не заберут домой…
3. Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент ребенок, словно маленький агрессор, готов пантерой прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.
4. Социальные контакты. Уже в 3 года ребенку обычно нравится контактировать с людьми, он сам выбирает повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. На смену приходит «компромиссная контактность», когда ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми. Однако, эта инициатива мнима: он просит отвести его домой, позвонить маме… как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
5. Познавательная деятельность – обычно «верный друг» всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стресса. Ребенку не интересны игрушки и книжки, ему не хочется знакомиться с другими детьми…
6. Социальные навыки – здесь тоже может отмечаться регресс, когда ребенок «забывает» как пользоваться ложкой. Как расстегивать пуговицы, как мыть руки… Однако, по мере адаптации он как бы «вспоминает» «забытые» им навыки, и в придачу к ним легко усваивает новые.
7. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется в сторону регрессии и речь. Словарный запас ребенка скудеет, и при разговоре он употребляет лишь облегченные слова.
8. Двигательная активность. Во время адаптации редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
9. Сон. Вначале может отсутствовать совсем, затем ребенок начинает засыпать, но тут же просыпается со слезами. Только лишь когда ребенок адаптируется к детскому саду, он в самом деле может тихо провести тихий час и спать спокойно.
10. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, а порой он и вовсе отсутствует. Крайне редко дети впадают в другую крайность, как бы пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности.
11. Положительные эмоции – противовес всем отрицательным эмоциям и главный «выключатель» их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок на что-то отвлекается, т.е. на время ориентировочной реакции на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются они, возвещая о завершении у ребенка адаптационного периода. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», «вылечивающие» большинство от негативных сдвигов адаптационного периода.
Что же провоцирует стресс? В огромной степени – отрыв от матери. Мама для ребенка – это все, а тут ее нет. В новой обстановке и вести себя надо не так, как дома, и ребенок боится что-то сделать не так. А страх поддерживает стресс и образуется порочный круг, который в отличие от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Малыш, не обладая способностью мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. «Ломка» эта длится до тех пор, пока ребенок не усвоит новый для него алгоритм расставаний и встреч.
Во многом облегчает адаптационный период ребенку психологическая подготовка, соответствующий настрой, который создают родители. Родителей тоже необходимо готовить к поступлению их ребенка в детский сад. Во многом от их эмоционального состояния зависит успех адаптации ребенка (повышенная напряженность, тревожность родителей передается детям).
Рекомендации родителям,
дети которых готовятся пойти в детский сад
1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые Ваши колебания используют для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Постарайтесь отдать ребенка в ту группу, где у него есть знакомые ровесники. Если это невозможно, познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Обязательно посетите группу, познакомьтесь с воспитателями.
3. Настройте малыша как можно положительнее на его поступление в детский сад. Внушайте ему, как это здорово, что он дорос до детского сада, стал таким большим. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – ходить в детский сад.
4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
5. Поговорите с ребенком и о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, и как он это сможет сделать. Но не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет выполнено по первому требованию и так как он хочет. Объясните, что в группе детей будет много и иногда ему придется подождать своей очереди.
6. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Создавайте в выходные дни дома такой же режим, как и в детском саду.
7. На время адаптации отмените походы в театр, цирк, музеи (щадите нервную систему ребенка) и замените подобные развлечения прогулками на свежем воздухе, посещениями бассейна, совместной творческой деятельностью, т.е. занятиями, способствующими психологической разгрузке ребенка.
8. В первые дни родители могут пройти в группу вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателями, со сверстниками.
9. В первые дни приводите ребенка в детский сад ненадолго, можно прийти только на прогулку. Хорошо подойти с ребенком на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече.
10. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, часто бывает вначале страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты у меня молодец, ты смелый. У тебя все получится».
не:
- не обсуждайте при ребенке волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом;
- в присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников;
- никогда не пугайте ребенка детским садом.
Уважаемые родители! Если Ваш ребенок все еще с трудом расстается а Вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша по утрам в группе:
- говорите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти;
- поцелуйте его, словно ничего не происходит и уходите не задерживаясь,
- продемонстрируйте свою уверенность и хорошее отношение к воспитателю, например, сказав, что она приготовила какое-то интересное занятие;
- скажите ребенку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти, и будьте точны;
- попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Как адаптировать ребенка к детскому саду"
Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Как адаптировать ребенка к детскому саду"...

Консультация:" Как помочь ребенку в детском саду"
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего ...

Консультация для родителей "Ребенок в детском саду"
Что надо знать родителям, отправляя ребенка в детский сад...

Консультация "Преимущества пребывания ребенка в детском саду"
Консультация для родителей "Преимущества пребывания ребенка в детском саду"...