Развитие мелкой моторики
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  для родителей по развитию мелкой моторики

Учитель – логопед МБДОУ № 322 Солдатова Е.С.

Дети с плохо развитой  мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от занятий лепкой, аппликацией.

Дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, что формирует школьные трудности.  Поэтому родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

В 2, 5 года малыш строит дом из 5 кубиков, в 3 года может построить башню из 10 кубиков. Он начинает разрезать ножницами верёвку, бумагу.

В 3 года неправильно требовать от ребёнка быстрого застёгивания кнопок или подробного рисунка человека. В 4,5 года большинство детей справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок, способны нарисовать человека из 7 частей тела.

Значение пальчиковой гимнастики:

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

  1. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  2. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  3. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок.
  4. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  5. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации по выполнению упражнений:

  1. Начинать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
  2. Выполнять упражнения регулярно.
  3. Упражнения выполнять совместно с ребёнком.
  4. Время выполнения упражнений для детей до 3 лет – около 5 минут, затем можно увеличить длительность.
  5. Соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
  6. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
  7. Хвалить ребёнка.
  8. Предлагаемая инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  9. Повторять инструкцию и проговаривать действия во время работы.

Массаж и самомассаж:

Начинать можно с ежедневного массажа по 2–3 минуты кистей рук и пальцев:

  1. поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
  2. разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
  3. растирать пальчики спиралевидными движениями.
  4. катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
  5. рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  6. перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Примерные игры и упражнения:

  1. «Переложи игрушки». Ребёнок складывает в ёмкость правой, а затем левой рукой мелкие предметы.
  2. «Забей мяч в ворота». Ребёнку нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
  3. «Перебираем крупу». Работая двумя руками, ребёнок должен разделить смесь на две части.
  4. «Разорви лист по линиям». Ребёнок рвёт лист по расчерченным линиям, либо по нарисованным контурам предметов.
  5. «Шаловливый котёнок». Смотать клубок правой, затем левой рукой.
  6. «По кочкам через болото». Ребёнок шагает по нарисованным кочкам 2 и 4 пальцами, а 1, 3, 5 пальцы зажаты в щепотку.
  7. «Строитель». Ребёнок выполняет постройки из кубиков.
  8. «Шофёр». Ребёнок объезжает с помощью фишки мелкие игрушки, расположенные на столе, стараясь ничего не задеть. Действует попеременно каждым пальцем.
  9. «На морском берегу». Ребёнок выкладывает камешками различные фигурки на дощечке покрытой пластилином.
  10. «Шнуровка». Ребёнок:
  • проводит  шнурок через отверстия по краю карточки;
  • протягивает шнурок в каждое второе отверстие;
  • проводит  шнурок через отверстия определённого цвета;
  • выполняет обмётку через край.
  1. «Художник». Ребёнок ставит локоть ведущей руки на стол и карандашом рисует в воздухе предметы, фигуры, буквы, цифры.
  2. «Барабанщик». Ребёнок отстукивает вслед за взрослым ритм поочерёдно каждым пальцем.
  3. «Поймай рыбку». Ребёнок перекладывает с помощью сачка из одной коробки в другую мелкие предметы. Действует попеременно правой и левой рукой.
  4. Составление фигурок из счётных палочек и спичек. Ребёнок раскладывает на столе: по образцу, по памяти, самостоятельно, по представлению различные фигуры.
  5. «Будь внимательным». Ребёнок по команде складываем за спиной и показывает нужное количество пальчиков.
  6. «Нитяные узоры». Ребёнок по карточкам – образцам выкладывает узоры из ниток.
  7. «Выгладим платочки для мамы». Ребёнок разглаживает пальцами лист бумаги.

Другие упражнения:

  • изготовление бус;
  • собирание матрёшек, пирамидок, мозаики;
  • застёгивание пуговиц, кнопок, молний, крючков;
  • лепка;
  • аппликация;
  • обведение лекал;
  • штриховка;
  • игра с мелкими игрушками;
  • работа в прописях для дошкольников.

Пальчиковые игры

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. В результате вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрация внимания на одном виде деятельности.

  • Примеры упражнений:
  • изображения пальцами различных фигурок;
  • инсценирование рифмовок, потешек, коротких рассказов  с помощью пальцев;
  • теневой театр.

Литература:

  1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» М.; ТЦ Сфера, 2008.
  2. Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» М.;  Оллис, Эксмо, 2008.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...