Развитие мелкой моторики
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_obshchey_i_melkoy_motoriki.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей для родителей по развитию мелкой моторики
Учитель – логопед МБДОУ № 322 Солдатова Е.С.
Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от занятий лепкой, аппликацией.
Дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, что формирует школьные трудности. Поэтому родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
В 2, 5 года малыш строит дом из 5 кубиков, в 3 года может построить башню из 10 кубиков. Он начинает разрезать ножницами верёвку, бумагу.
В 3 года неправильно требовать от ребёнка быстрого застёгивания кнопок или подробного рисунка человека. В 4,5 года большинство детей справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок, способны нарисовать человека из 7 частей тела.
Значение пальчиковой гимнастики:
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Рекомендации по выполнению упражнений:
- Начинать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
- Выполнять упражнения регулярно.
- Упражнения выполнять совместно с ребёнком.
- Время выполнения упражнений для детей до 3 лет – около 5 минут, затем можно увеличить длительность.
- Соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
- Хвалить ребёнка.
- Предлагаемая инструкция должна быть простой, короткой и точной.
- Повторять инструкцию и проговаривать действия во время работы.
Массаж и самомассаж:
Начинать можно с ежедневного массажа по 2–3 минуты кистей рук и пальцев:
- поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
- растирать пальчики спиралевидными движениями.
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Примерные игры и упражнения:
- «Переложи игрушки». Ребёнок складывает в ёмкость правой, а затем левой рукой мелкие предметы.
- «Забей мяч в ворота». Ребёнку нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
- «Перебираем крупу». Работая двумя руками, ребёнок должен разделить смесь на две части.
- «Разорви лист по линиям». Ребёнок рвёт лист по расчерченным линиям, либо по нарисованным контурам предметов.
- «Шаловливый котёнок». Смотать клубок правой, затем левой рукой.
- «По кочкам через болото». Ребёнок шагает по нарисованным кочкам 2 и 4 пальцами, а 1, 3, 5 пальцы зажаты в щепотку.
- «Строитель». Ребёнок выполняет постройки из кубиков.
- «Шофёр». Ребёнок объезжает с помощью фишки мелкие игрушки, расположенные на столе, стараясь ничего не задеть. Действует попеременно каждым пальцем.
- «На морском берегу». Ребёнок выкладывает камешками различные фигурки на дощечке покрытой пластилином.
- «Шнуровка». Ребёнок:
- проводит шнурок через отверстия по краю карточки;
- протягивает шнурок в каждое второе отверстие;
- проводит шнурок через отверстия определённого цвета;
- выполняет обмётку через край.
- «Художник». Ребёнок ставит локоть ведущей руки на стол и карандашом рисует в воздухе предметы, фигуры, буквы, цифры.
- «Барабанщик». Ребёнок отстукивает вслед за взрослым ритм поочерёдно каждым пальцем.
- «Поймай рыбку». Ребёнок перекладывает с помощью сачка из одной коробки в другую мелкие предметы. Действует попеременно правой и левой рукой.
- Составление фигурок из счётных палочек и спичек. Ребёнок раскладывает на столе: по образцу, по памяти, самостоятельно, по представлению различные фигуры.
- «Будь внимательным». Ребёнок по команде складываем за спиной и показывает нужное количество пальчиков.
- «Нитяные узоры». Ребёнок по карточкам – образцам выкладывает узоры из ниток.
- «Выгладим платочки для мамы». Ребёнок разглаживает пальцами лист бумаги.
Другие упражнения:
- изготовление бус;
- собирание матрёшек, пирамидок, мозаики;
- застёгивание пуговиц, кнопок, молний, крючков;
- лепка;
- аппликация;
- обведение лекал;
- штриховка;
- игра с мелкими игрушками;
- работа в прописях для дошкольников.
Пальчиковые игры
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. В результате вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрация внимания на одном виде деятельности.
- Примеры упражнений:
- изображения пальцами различных фигурок;
- инсценирование рифмовок, потешек, коротких рассказов с помощью пальцев;
- теневой театр.
Литература:
- Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» М.; ТЦ Сфера, 2008.
- Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» М.; Оллис, Эксмо, 2008.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...