Консультация "Как воспитать в ребенке любознательность"
консультация на тему

Качура Ольга

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных знаний и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_sentyabr.docx85.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителейhttps://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/977406633311.files/image007.jpg

«Как воспитать в ребенке  любознательность»

   Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно дольше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой).

 Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей появляются эмоции, обостряется восприятие и воображение.

В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относится к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Что же такое любознательность?

Любознательность-склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных знаний и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать  них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство?

Любопытство- стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить.

Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот, пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/977406633311.files/image007.jpg

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

Что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машинки? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается).

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки». Хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но и об его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие? Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (О высоком уровне развития ребенка).

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

   Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

 «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастишь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство и оно требует осторожности».

                                                                                             А.М.Горький

Не рекомендуется давать ответы в категоричной форме – да или нет. Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросом. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/977406633311.files/image007.jpg

К шести годам все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Нужно ли сразу отвечать ребенку? (Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Привальный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением).

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него развилась та любознательность, которая необходима ему для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания.

    https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/977406633311.files/image007.jpg

Факторы, способствующие формированию

любознательности дошкольника.

Это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждый из них стал светлым праздников, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

Развивая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/977406633311.files/image007.jpg

Во время прогулок необходимо развивать у детей способность к наблюдению.

Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Взрослый должен оберегать огонек любознательности.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие, в процессе которого они высказывают предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главной особенностью загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе.

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о самом себе как об умеющем, сообразительном, терпеливым. Все это будет способствовать формированию у ребенка высокого уровня любознательности в дошкольном возрасте. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкасается.

Любите своего ребенка!

Дарите ему радость совместного общения

с Вами и природой!

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/977406633311.files/image007.jpg

Памятка для родителей

по развитию любознательности.

  • Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.
  • Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
  • Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
  • Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
  • Научите его играть в шашки и шахматы.
  • Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
  • Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  • Проводите прогулки на природе, в парке, сквере, к водоему, в лес.
  • Мастерите с детьми поделки из природного материала.
  • Поощряйте экспериментирование детей.
  • Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию (рекомендуемые авторы: Е. Чарушин, В. Бианки, К. Паустовский, М. Пришвин,

Г. Скребицкий и другие).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?

Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог....

памятка для родителей "как воспитать предприимчивого ребенка?"

рекомендации родителям по вопросам экономического воспитания в семье....

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка"

Родителькое собрание. Тема :"Как воспитать толерантного ребенка"...

Как развить в ребенке любознательность?

Любознательностью от рождения не наделяются – её приобретают. Предрасположенность каждого человека к постижению наук и дисциплин необходимо развивать. Если с детства постоянно ...

Как развивать у ребенка любознательность.

Давно не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство-это время развития умственного, физического, душевного; время приобретения  знаний об окружа...

«Как развивать у ребенка любознательность»

Любознательность поможет вашему ребенку не переставать учиться в течение всей жизни...

Консультация для родителей «Как вызвать в ребенке любознательность?»

Консультация для родителей «Как вызвать в ребенке любознательность?»Психологи подчеркивают, что любознательность - это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Д...