Дети и деньги. Диалог с родителями.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Басалыга Наталья Петровна

В последниегоды проблема финансового воспитания детей занимает все большее место в воспитании и развитии детей.Родители часто спрашивают, как и когда начинать давать ребенку карманные деньги? Нужно ли платить ребенку за работу дома? Не испортят ли их деньги, которые они не заработали? В своих разговорах с родителями мы пытаемся дать ответ : "Что должен знать каждый родитель о финансовом воспитании соих детей." Данная статья посвящена  практическим рекомендациям родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_dengi.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и деньги.  Диалог с родителями

Аннотация

В публикации затрагивается тема, которая волнует и родителей, и экономистов, и психологов: детская финансовая грамотность. Можно ли научить детей грамотно обращаться с деньгами? Не навредят ли карманные деньги детям. Какие ошибки они допускают в финансовом воспитании детей? Как помочь родителям в решении данной проблемы? Проблема, о которой идет речь, пока мало изучена, поэтому требует более тщательного исследования. Решение проблемы, на наш взгляд, кроется в работе с родителями.  Данная статья затрагивает лишь некоторые аспекты этой темы.

 План

  1. Введение
  2. Ошибки в финансовом воспитании детей
  3. Карманные деньги
  4. Заключение

Введение

Почему детская финансовая грамотность – это важно? На подсознательном уровне родители не хотят говорить с детьми о деньгах – как они зарабатываются, как тратятся, теряются. И если спросить детей, говорили его родители с ними о деньгах, большинство скажет: «Нет». Вот многих семьях родители полагают, что дети до всего дойдут сами, не нужно их обременять  этим, жизнь научит. Но это неправильно. Одна из наиболее существенных проблем – это нежелание родителей позволить своим детям самостоятельно принимать решения.

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? Какие ошибки допускают родители в финансовом воспитании детей?

Деньги такая же часть нашей жизни, как любая другая. Родители многому учат своих детей: как переходить улицу, как общаться с другими людьми, как вести себя в обществе. Точно так же должны учить тому, что такое деньги, что с ними делать.  Невежество в умении обращаться  с деньгами чревато многими проблемами в будущем. Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который успешно поддается тренировки, и который родители должны привить с детства. Родители должны обучать своих детей финансовой грамотности.    

Ошибки в финансовом воспитании детей

       Ошибка №1. Считать деньги запретной темой.

Разговоры о финансах, семейном бюджете ведутся у вас за закрытыми дверями, у детей не сформируется правильное отношение к деньгам. В результате, став взрослыми, они испытывают сложности в отношениях с деньгами: транжирят или наоборот, экономят, не умеют планировать свой бюджет.

Совет. Разговоры  о семейном бюджете, о том, каким образом в семье появляются деньги – это нормально.

Ошибка №2. Не давать карманных денег.

Карманные деньги – ценный опыт самостоятельности.  

Совет. С возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла. В 6-7 лет ребенок тратит их на свои «хотелки», в 14 лет он может оплачивать часть своих расходов. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно, планировать расходы.  

Ошибка №3.

Проблема «дети и деньги» сейчас особенно актуальна, поскольку дети стали объектами массированной атаки производителей разного вида продукции, в том числе и рекламной.

Дети всегда учатся  на нашем примере.

Но нельзя никого научить обращаться с каким-либо предметом, не дав человеку этот предмет  в руки.

И если родители практически все согласны, что дети должны иметь деньги на карманные расходы, то по другим вопросам мнения разделяются  и это   для них серьезные проблемы.

  • Стоит ли ребенку покупать все, что он захочет?
  • Нужно ли платить за выполнение обязанностей по дому?
  • Как научить ребенка быть благодарным за все, что оно имеет?
  • Когда ребенок должен узнать о существовании денег.
  • Как привить серьезное отношение к деньгам.

Для взрослых деньги – это эквивалент их собственных усилий в профессиональной сфере. За каждым рублем может стоять период напряженной работы.

Для детей деньги словно «живут» в карманах или кошельках взрослых. Для детей дошкольного возраста  (5-6 лет) деньги – абстракция, ничего не значащие слова. Для них они не имеют ценности.

Обменяют на что-нибудь  «очень нужное  и полезное»: фантик, пустой флакончик от духов и т.п. Хотя дети знают, что деньги нужны, чтобы купить продукты, вещи, поехать в отпуск, сходить в кино, но не могут совместить их номинальную стоимость с покупательской. Зато дети очень легко воспринимают отношение взрослых к деньгам. Они в точности воспринимают интонацию взрослых: «Ой, все так дорого, прямо кошмар!» или важно изрекают:  «Мама – очень дорогой специалист». И уже к годам 5-6 у детей вы страивается следующая связь: есть деньги – идем покупать продукты, подарки, нет денег – живем плохо, трудно. Конечно, знакомство детей с деньгами происходит в семье естественным образом. Ребенок знает, что мама и папа ходят на работу, чтобы заработать деньги.  В это время закладывается связь между работой и получением денег. Есть и другие способы обогащения, и если это присутствует в семье, ребенок эту информацию впитает.

Исходя из этого, мы надеемся  помочь родителям  достичь успехов в обучении своих детей.

Чего надеемся достичь.

По незнанию родители портят своего ребенка,  прививая безалаберное отношение к деньгам, покупая им все, что они не попросят, устраивая им дни рождения стоимостью в тысячи рублей.

Дети должны понимать, что для  комфортной жизни нужны деньги, должны быть благодарны за все, что они имеют. Это и есть та цель, которая важнее достижения благополучия.  

Плохие привычки могут принести большой вред.

Деньги – очень важная вещь в жизни. Их зарабатывают, чтобы купить еду, одеваться, накопить. Но сегодня дети многих родителей растут, не понимая, что такое деньги, не беспокоясь о деньгах, не думая об экономии. Такое положение идет с дошкольного детства, и переносятся эти привычки во взрослую жизнь, иногда с очень плохими последствиями. Такие дети и во взрослой жизни неспособны управлять своими деньгами.

Многие родители тоже неправильно ведут  свои денежные дела.   Слишком много тратят на детей, работают до старости, чтобы выучить их, содержат их потом всю жизнь, превращаясь в несчастных родителей, чьи дети с детства не научились правильно обращаться с деньгами.

Тратить на своих детей меньше – это не преступление.

Это разумные поступки:

  • Можно экономить на вещах для детей грудного и дошкольного возраста, так как ребенок очень быстро вырастает из них;
  • Можно найти хорошие, хотя и подержанные игрушки,  вещи и книги по низким ценам на сайтах  «Far post», «Avito», юла, презент и т.д.
  • Можно просто отказаться от необязательных для ребенка покупок.

Когда вы сознательно тратите меньше денег, ребенок обязательно станет ныть и устраивать истерики. Твердо сказать ему «нет» нелегко, но это необходимо.

Для своего ребенка лучший учитель – это вы.

Прежде всего, вы должны быть убеждены, что сумеете обучиться сами и обучать детей правильному обращению с деньгами. Дети всегда верят решительному, уверенному в себе человеку.

С чего начать?

С позитивного настроя! 

  • Необходимо избегать отрицательного отношения к деньгам и своей работе. Если часто говорить о своей скучной работе, то и ваши дети не захотят трудиться, когда подрастут, не должны говорить ребенку о своем неумении и нежелании считать. Если вы все время будете повторять, богатыми бывают только жулики, можно и не замечать собственного «благополучия» ведь мы- то честные.

Следите за тем, какие мысли вы  транслируете ребенку, чтобы его не программировать на неудачу или «трудоголизм». Установки родителей зачастую оказывают отрицательное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка, часто искажая восприятие действительности. Вот пример некоторых установок наших детей: «Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путем», «Мне родители говорили, что со мной все хотят дружить, потому что у нас много денег», «Мне родители никогда не дают денег, говоря, что «в один прекрасный момент мы можем стать нищими.»  

Этим они наносят вред своему ребенку. Мыслить позитивно проще, чем все думают.                        Проведем тест: как вы отвечаете на вопросы ребенка:  

  1. Семилетний ребенок копит карманные деньги на робота.
  2. На собаку, которая умеет бегать и гавкать. Он накопил и хочет ее купить.

Вы:

А. Позволите ему это  сделать.

Б.Скажите ему «нет» и предложите ему купить что-то полезное.

В.Сами купите ему игрушку.

(а) 3 (б) 1 (в) 0  

Если ваш ребенок накопилна игрушку, и вы позволили ее купить – это награда за его старания.  Это должна быть запланированная покупка. Запретить ему купить то, о чем вы уже договорились.

2. Ваша десятилетняя  дочь получает  карманные деньги за уборку в доме. Недавно она отказалась это делать, сказав, что ей некогда этим заниматься.

Вы:

А. Перестанете платить, в наказание.

Б.Продолжите платить, чтобы выполнить свою часть сделки.

(0)  (0)

Детям надо регулярно давать карманные деньги, чтобы они получили важнейшие навыки в финансовой области: копить, тратить, помогать другим, т.е. жертвовать на благотворительность. Если эти карманные деньги вы даете ребенку за выполнение домашней работы, но свои обязанности он не выполняет, то и выдавать деньги надо нерегулярно.  А нерегулярная зарплата расхолаживает, это вы знаете из своей практике. Тем более детей.

3. Ваша маленькая дочь умоляет купить ей куклу, которая умеет ходить и говорить.

Вы: 

А. Купите ей игрушку, чтобы избежать «сцены».

Б. Купите, но скажите дочери, что стоимость будете вычитать из ее карманных денег.

В. Предложите сначала поиграть с такой же куклой у двоюродной сестры – действительно ли эта кукла так хороша?

(а) 0 (б) 0 (в) 3

Вам не стоит покупать куклу, если это незапланированная покупка. Дочь надо поощрить за накопление денег, только если это займет не более двух месяцев. Попросите ее поиграть с куклой – что, кукла и правда такая интересная игрушка?  

4. Ваш шестилетний сын просит купить новую игровую приставку. Вы объяснили ему, что не можете купить дорогую приставку. Неожиданно с ней  появляется дедушка.

Вы: 

А. Вы говорите дедушке, что не  можете принять такой дорогой подарок для сына.

Б. Принимаете подарок, но предлагаете дедушке советоваться с вами перед тем, как делать детям дорогие подарки.

(а) 1 (б) 3

Бабушки и дедушки, делая вашим детям дорогие подарки, портят ваших детей. Они делают их в самый неожиданный  момент и не ждут особого случая, ведь баловать внуков -  для них радость. Вы должны поговорить с ними, чтобы они не покупали детям дорогие подарки, если вы их не одобрили. Если же они все же принесли что – то, спрячьте до особого случая: дня рождения, Нового года и т.д.

Карманные деньги

Карманные деньги существуют для того, чтобы ребенок учился с ними обращаться, а не в качестве поощрения. Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, он должны быть по-настоящему его. Это сумма, выделяемая на собственные нужды ребенка. Возможность распоряжаться  карманными деньгами является фактором развития личности ребенка при соблюдении нескольких  этих условии.

Пусть ваш ребенок получает по десять рублей каждый день на карманные расходы. Эту сумму вы обговариваете с ним заранее. Получать такой доход – это единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами. Практика управления своими деньгами дают детям понятие об экономии, о правильном выборе.

Карманные деньги – это важный фактор, который:

позволяет им делать ошибки, когда стоимость товара еще не велика.

Это похоже на обучение.  Лучше сделать неправильный выбор еще ребенком, купив игрушечную машину за сто рублей, чем во взрослой жизни потратить  500 тысяч за настоящий автомобиль, когда зарплаты едва хватает на месяц.

Заставляет их задуматься  о стоимости вещей и определить, что именно они хотят иметь. Дети намного лучше относятся к вещам, которые приобрели на собственные деньги.

Когда и как начинать выдавать карманные деньги?

  • С какого возраста давать ребенку карманные деньги – зависит как от вас, так и от ребенка.

Лучше всего – когда ребенок уже понимает, что за деньги можно купить многое из того, что он хочет. Обычно это происходит, когда ребенок начинает ходить в школу, то есть примерно в шесть лет. В это время дети не только тратят на обед, но и узнают, что можно купить на пятьдесят рублей. Хотя не поздно начинать, если ребенку уже больше девяти лет.

  • Основная причина, по которой   стоит детям давать карманные деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще сможете как-то влиять  на отношения ребенка с финансами.
  • Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Ребенок, который сам принял решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».
  • Иногда, чтобы   купить что-то значимое, ребенку приходиться ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию расходов. Нередко в семьях бывает так мало свободных денег, что карманные деньги кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку чисто символическую сумму лучше, чем не давать ничего.
  •  В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они просят.

На что можно потратить карманные деньги?

Родителям необходимо определить понятные и простые правила:

  • С деньгами нужно обращаться  аккуратно, для чего  и дарим им кошелек или копилку;
  • Нельзя покупать опасные и запрещенные вещи: (сигареты, спиртное, фейерверки, спички и т.д.);
  • Если в семье по каким-либо причинам не употребляются некоторые продукты, этот запрет тоже должен соблюдаться (мороженое, жвачка, чипсы);
  • Установленная сумма денег не должна увеличиваться, если ребенок все истратил;
  • Потерянные деньги не возвращаются;
  • Если в школе или во дворе у  тебя вымогают деньги, немедленно сообщи об этом родителям.

Прежде чем ребенок потратит свои деньги на игрушки и конфеты, выясните у него, что он собирается купить? Это заставит его планировать свои расходы. Не нужно советовать ему, что покупать, но объясните, что расходы нужно разбить на три группы. Например, на 500 рублей:

300 рублей – на повседневные расходы: еда, напитки, перекус.

  • 100 рублей – на нерегулярные: ручки, тетради и т.д.
  • 100 рублей – на благотворительность (помощь).

 На эти цели можно приобрести копилку – набор из трех емкостей – копить, тратить и жертвовать.

Сколько выдавать карманных денег?

Количество карманных денег должно соответствовать потребностям. При этом надо учитывать три момента:

Возраст вашего ребенка. Чем старше ребенок, тем больше ему нужно карманных денег.

Семейный доход.  Прикиньте, сколько ваша семья может позволить себе выделить

Карманных денег.

На что должны пойти карманные деньги.  Если ребенку придется платить за обед, то денег выдавать побольше.

Сколько выдавать на карманные расходы? Это зависит от того, на что тратить. Вместе с ребенком нужно составить список потребностей. Все сложите и выдавайте полученную сумму. Это устранит все конфликты в магазинах игрушек.

Ребенок еще толком не умеет ни планировать, ни считать. Это прекрасный способ для обучения планированию. Вместе с ребенком обговорите несколько важных моментов:

  • Чего хочет?
  • Сколько это стоит?
  • Сколько у него есть средств?

Первый этап: формируем цели: «На что ты хочешь тратить деньги?»

Второй этап: сколько это стоит?

Нужно ли связывать выплату карманных денег с ведением домашнего хозяйства?

Считаете ли вы, что дети имеют определенные обязанности по дому, как члены семьи? Мы считаем.

Но это не должно напрямую зависеть от карманных денег. Если это связывать с работой по дому, а ребенок ее не сделает, то не будет карманных денег. Но без регулярного дохода невозможно научиться управлять деньгами.  Это нарушит планы по обучению трем важнейшим вещам – накоплению, трате и пожертвованию.  

Некоторые родители считают, что карманные деньги должны быть связаны с выполнение  обязанностей по дому – как зарплата у взрослых. Дети получают карманные деньги за выполнение некоторых работ.  Мы считаем, что за выполнение обязанностей по дому платить не стоит: это общая жизнь семьи, каждый член должен вносить свой вклад в домашнюю работу.

Наказывать ребенка за потерю или растрату денег не рекомендуется. Уменьшить обычную  сумму в зависимости от  серьезности проступка допустимо.

Могут ли карманные деньги навредить?

1. Если дети регулярно получают карманные деньги  без каких-либо условий, гораздо меньше разбираются в сути финансов. Они с большей вероятностью вырастут бездельниками, потому что не понимают, как связаны деньги и работа.

2. Если в семье изменилось финансовое положение  (кто-то из родителей потерял работу), а родители  собираются принести себя в жертву, лишь бы у детей ничего не изменилось, давая им ту же сумму денег, как и было,  оговорено. Такие меры наносят детям большой вред, чем реальные лишения, с которыми им придется столкнуться.

Дети принимают за норму сложившееся положение вещей. Главное для детей – отношение родителей ко всему происходящему, любящая семья с братьями и сестрами. На счастье ребенка не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата.

 

Таким образом, карманные деньги вашего ребенка не нужно связывать с ведением домашнего хозяйства. Каждый ребенок должен понимать, почему он получает эти деньги и на что следует их потратить. Если вы решили выдавать детям карманные деньги, потому что они члены семьи, то скажите им об этом.

После установления  размера карманных денег платите им всегда вовремя. Это научит ребенка соблюдению своих обязательств.

Никогда не пропускайте день платежа. Гарантируйте карманные деньги так же, как вам гарантирована зарплата: определенная сумма в один и тот же день каждую неделю.

Заключение

Проблема, о которой шла речь, рока мало изучена, поэтому требует более тщательного исследования. Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? Какие ошибки допускают родители в финансовом воспитании детей? Как сделать так, чтобы наши дети выросли финансово грамотными и образованными? Решение проблемы, на наш взгляд, кроется в финансовой грамотности родителей; обучении родителей.

Литература

1.«История денег» Йожеф Роберт. Документальная литература 1968 г.

2. История денег. Рассказы для детей. Петр Кошель.ру.

3. Краткая история денег. Андрей Остальский. Изд. Дом. Амфора, 2008г.

4. Серия «Родителям о детях», 20018.

5 . «Дети и деньги: прививаем финансовую ответственность» подкасты  на сайте 7я.

6. Детская энциклопедия «Деньги»  Издательство «Росмэн»

7. «Дети и деньги» Катерина Демина

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами».

Консультация для родителей на тему:«Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами»....

Консультация для родителей детей старшей группы «Детям о деньгах и семейном бюджете»

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и мате...

Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»

Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...

Консультация для родителей подготовительной группы «Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах»

Консультация для родителей подготовительной группы«Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах» Дети растут. Очень важно какие знания и уроки они получают...

"Дети и деньги" (консультация для родителей)

Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покуп...