Формирование словаря у детей раннего возраста
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольная педагогика рассматривает формирование словаря как одну из важнейших задач развития речи, выделяет четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Во- вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. В- третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. В-четвертых , устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении еще и мускульно-двигательный и кинетический Развитие слова у ребёнка раннего возраста происходит как в направлении предметной соотнесённости слова, так и в направлении развития значения. В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. Развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому. Дети усваивают родной язык в живом, непосредственном общении с окружающими людьми, а отсюда вывод - надо чаще разговаривать с маленькими. Сначала только взгляд ребенка говорит, что он понял смысл слова, затем поступают новые успехи: он сам произносит слова. Частое обращение взрослых к ребенку приводит к тому, что довольно быстро растет запас слов детей, а через некоторое время ребенок уже выражает свои желания, мысли несколькими словами, многословными предложениями. В этом возрасте (2-3г) речь малыша бывает настолько своеобразна, что только самые близкие люди могут ее понять: « ниськапапаля » - книжка пропала. Это объясняется тем, что ребенок еще не овладел всеми необходимыми движениями органов речи при произношении звуков родного языка. Первые слова, появившиеся в речи малыша, возникают после установления их понимания. Вначале ребенок устанавливает связь между предметом и словом, демонстрирует свое адекватное восприятие его и затем на определенном этапе это слово произносит. В этот период игры с ребенком для развития и понимания речи являются главными и для появления первых слов. В этот возрастной период быстро растет пассивный словарь – т.е. количество понимаемых слов и очень важно полученное слово закрепить в активной речи. Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии, вызванным овладением речью. Значительно расширяется активный словарь ребенка. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают говорить много и охотно. На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных). Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника, рукава, карман, пуговицы, петли у платья и т.п.), формы предметов (шар, кубик, кирпичики)вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный словарь всей детей слова, обозначающие величины и цвета, а также обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий) и их свойств (бьется, рвется и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
Как можно использовать потешку в практике для поддержания правил режима в период адаптации ребёнка...
Консультация для педагогов "Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста"
Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их о...
Игровые приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста
данная разработка поможет воспитателяи и родителям правильно сформировать словарь детей....
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
Формирование словаря у детей раннего возраста
Консультация для родителей...
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
laquo;Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»...