Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"
консультация (средняя группа)
Очень часто родителям детей с ОВЗ не хватает опыта, чем занять в выходной день своего ребенка. Как правило родители таких детей редко ходят в гости, мало гуляют на свежем воздухе. Поэтому хочется помочь организовать досуг таким семьям, в которых растет ребенок с особыми возожностями своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_uspeshnogo_roditelya.docx | 222.76 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание клуба
«Успешный родитель»
Тема: «Сохранение здоровья и
организация безопасности
жизнедеятельности детей»
Подготовила : воспитатель
Коренева И. Г.
2018 год
Цели: 1. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблемам:
обеспечения безопасности жизнедеятельности, повышение ответственности
за создание условий для безопасности жизни ребенка.
2. Обучить родителей соблюдению элементарных правил безопасного поведения.
3. Воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни детей.
Оборудование: плакаты с пословицами, поговорками, высказываниями педагогов-
классиков; памятки для родителей (см. приложение); сюжетные картинки
«Поведение на природе».
Ход:
- Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на очередном заседании нашего клуба «Успешный родитель». Всех нас объединяют наши дети: любовь к ним и желание сделать их счастливыми.
Когда вам беды застят свет
И никуда от них не деться,-
Взгляните, как смеются дети,
И улыбнитесь им в ответ.
И если вас в другие сети
Затянет и закрутит зло,
Взгляните, как смеются дети,-
И станет на сердце светло… (А. Дементьев)
- Основная часть
Когда счастливы дети? В первую очередь – когда они здоровы и рядом мама и папа. А когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети. Недаром говорят в народе:
- Здоров будешь – все добудешь.
- Здоровье дороже богатства.
- Здоров – скачет, захворал – плачет.
Здоровье детей во многом зависит от нас, взрослых, так как малыши беззащитны, доверчивы. Задача нас, взрослых, - заранее готовить ребенка к сложным, порой опасным жизненным ситуациям. Ответьте, пожалуйста на вопросы:
- Как вы думаете, есть ли правила, которые дети должны выполнять неукоснительно?
- Какие это правила?
- Следует ли объяснять детям, почему эти правила нужно соблюдать?
Выслушиваются ответы родителей.
Конечно, очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения, знал правила безопасного поведения, умел их применять в реальной жизни, на практике. А взрослые должны своевременно разъяснять, почему следует поступать так или иначе, и следить за выполнением правил.
Ситуации для обсуждения.
- В городе стояла сухая, жаркая погода. И Витя с Петей с нетерпением ждали выходных. Родители обещали поехать в лес. Витя нашел зажигалку, и ему очень хотелось самому разжечь костер, ведь в лесу много сухих веток.
Какие правила безопасности нарушены? (родителями и детьми)
Как следует поступить родителям мальчиков?
- Мама маленькой девочки ушла к соседке, оставив ребенка одного. Девочка играла в куклы, одевая куклу она заметила, что платьице сильно помято. Девочка решила, что его нужно погладить. Включила утюг, погладила платье и ушла играть в комнату. Когда мам пришла от соседки, вся комната была в дыму.
Как можно было избежать данной ситуации? ( не оставлять ребенка одного без присмотра, в розетках должны быть заглушки)
Какое правило нарушила девочка?
Дети стараются подрожать родителям и старшим детям. Включают утюг, электробритву, измеряют температуру градусником и т.д. Именно поэтому взрослым следует постоянно контролировать действия ребенка, объяснять, что и где опасно. Скоро лето, вы будете много ездить отдыхать на природу, в гости, оставлять своих детей у бабушек и дедушек ( бабушки и дедушки ответственности не несут за ваших детей), именно в это время как никогда вы должны соблюдать меры предосторожности и правила по безопасности жизнедеятельности.
«Игралочка»
А теперь мы вас проверим
И игру для вас затеем.
Зададим сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Игра «Добавьте словечко»
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…(в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил…( утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…( играл)?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над…(газом)?
Столб огня чердак поднял,
Кто там спички…(зажигал)?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег…(костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…(траву)?
Помни каждый гражданин
Это номер…(911)
Игра «Черный ящик»
В черном ящике находятся предметы, которые должны храниться в недоступном для детей месте. Отгадайте, что находится в черном ящике.
- Приправа для блюд, может вызвать сильный ожог. (Уксус, перец)
- Украшение для женщины, состоящее из красивых горошин.(Бусы)
- Резко пахнущая жидкость в красивой бутылке, похожая на сок.(Спиртное, керосин, бензин).
- Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает.(Свеча)
- Я молодец, я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я деревяшки –
Планки, рейки и бумажки,
Что водой не разольешь!(Клей)
- Вот стеклянный карандаш-
Он в беде помощник наш.
Определит без докторов,
Кто заболел, а кто здоров.(Градусник)
- Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.(Игла)
«Закончить пословицы и поговорки о здоровье»
- Здоров будешь – все забудешь.
- Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
- Курить –здоровью вредить.
- У кого что болит, тот о том и говорит.
- Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле –проживешь до ста лет на земле.
«Объясни ситуацию»
Родителям предлагаются сюжетные картинки, на которых показано поведение на природе. Кто считает, что так делать можно –встает к зеленому кругу, если нельзя –к красному.
- Заключительная часть.
Закончить нашу встречу хочется замечательными строчками из стихотворения:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, -спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это –мама, мама, мама!
Приложение
Памятка для родителей:
«Полезные советы по формированию здорового образа жизни»
- Создание условий для двигательной активности детей и смена видов деятельности.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время того, как ребёнок сидит, стоит, играет, ходит.
- Соблюдение светового режима.
- Обязательное введение в рацион витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
- Забота родителей о закаливании ребенка, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря.
- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
- Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
- Приучите Вашего ребенка самого заботится о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, следить за чистотой одежды и т.д.
- Контролируйте досуг Вашего ребенка: просмотр телепередач, прогулки на свежем воздухе.
- Традиции здорового образа жизни в семье – залог сохранения здоровья ребенка.
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха (слабослышащие);
- с нарушением зрения (слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально - волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.
Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.
Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
- Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
- Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
- Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.);
- Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);
- Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
- Катание на велосипеде;
- Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
- Пальчиковые игры;
- Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).
Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест - рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест - рука трет руку).
Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) - повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
Также можно использовать элементы «Холдинг-терапии». Например: Держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза».
Постепенно включайте все новые истории - короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.).
Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях - пропылесосить, налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки). Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи).
Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею». Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось).
Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды). Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов - постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.
Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку - поиграл - убрал на место).
Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.). Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).
При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:
1. Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т.д., т.е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию).
Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон».
2. Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т.д.).
Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе».
3. Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает).
В целом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: от одной переходя плавно к следующей.
Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях".
Консультация для родителей на тему: "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"....
Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"
Консультация для родителей с детьми с ОВЗ "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"...
Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстано...
Консультация для родителей: "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды....
Консультация для родителей на тему: "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях".
Консультация для родителей на тему: "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"....
Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"
Для вдовица семей, юредический воспитывающих олеандр детей с вдовица ограниченными цветной возможностями юредический здоровья, химикат важным и ловушка приоритетным желание является организованного ко...