Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"
материал на тему

Чуканова Венера Мавлетовна

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminarr.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

"Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"

Разделы: Работа с родителями

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.

План:

  1. Сообщение темы.
  2. Информационная часть.
  3. Практическая часть.
  • Обучение практическим умениям родителей: Игра «Шаги»
  • Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагогический диктант: «Ассоциации»
  • Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»
  1. Заключение.
  • Обратная связь «Вопрос-ответ

Ход занятия

Информационная часть

Одна из основных особенностей детей коррекционных групп – значительное отставание пассивной и активной речи. Даже формально развитая активная речь оказывается самым слабым звеном. Словарь детей отличается ограниченностью и бедностью, также нарушены грамматический строй и звуковая сторона речи.

Речь у детей настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Дети плохо понимают жесты, употребляют лишь примитивные стандартные жесты. В результате к школьному возрасту дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым недоразвитием.

Дети имеют ограниченный словарный запас, но способны называть предметы и некоторые действия. Используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Трудности с использованием предлогов. Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Например при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, есть рукава, чтобы носить»,вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду». Часто при выполнении домашних заданий совместно с ребенком встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

Итак, обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

Как проводить домашние занятия по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. 
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми или членами семьи «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.
На кухне: У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Как правильно развивать и обогащать словарь ребёнка".

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В ...

Развиваем и обогащаем словарь ребёнка. Семинар-практикум для родителей

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Как проводить домашние...

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка" в подготовительной группе «Улыбка» Воспитатель : Безладная Н.Д. ________________________________________

Обагащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно.В первую ...

Консультация для родителей: «Как развивать и обогащать словарь ребёнка в домашних условиях».

Памятка для родителей по развитию речи детей раннего возраста ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ?1....

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка...