Игра в жизни ребенка
статья на тему
Игра в жизни ребенка играет важную роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra_v_zhizni_rebenka.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья о роли игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
Составила Лукина Ю.В.
Игра в жизни ребенка дошкольного возраста
А.С. Макаренко говорил, что только та игра хороша, которая требует от ребенка рабочего усилия, усилия мысли
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческое деятельности.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечные грабли с лопаткой – одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.
Игры и игрушки не могут быть одинаковыми для всех возрастов, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание его игровых действий.
Младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки «мама», больных мишек лечат с помощью градусника «доктор», на грузовике везет кубики «шофер» и т.д.
Сюжетно- отобразительная игра является «преддверием» игры сюжетно-ролевой, типичной для детей дошкольников. В сюжено-отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает, прежде всего, отношения между людьми.
В начале третьего года жизни малыш ещё не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают социальный опыт человеческой деятельности. Чем теснее связана сюжетно - отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче в ней проявляется знание им назначения предметов (игрушек) – их характерные свойства того, как их использовать, как относиться к ним. Именно ситуации общения, которые стали неосознанно отражаются ребенком в игре, определяют переход предметно к игре ролевой.
Уже с рождения ребенок включается в систему социального общения. Поэтому ему не приходится самому открывать способы действий с предметами, он перенимает их от взрослых, которые зачастую учат ребенка, не осознавая этого. Исторически сложившиеся способы действий с предметами малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится осознавать, что он действует, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Ребенок-дошкольник активно заявляет о взятой на себя роли.
Дети четырех-пяти лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже озабочены и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло.
Для ребенка шести- семи лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с кто ролью, со смыслом сюжетной игры. в ролевой игре старших дошкольников отражается современная общественная жизнь. Это уже не только игры в семью, в школу, в больницу, но и в покорении стихии моря и космоса. Современность предстает перед ребенком, как труд взрослых. Его трудовые операции так же, как и деятельность взрослых людей, совершенствуются с помощью специальных предметов труда. Для этого, например, полотенце, тряпочка, веревка и т.д. Полотенцем вытирают мокрую тарелку, веником подметают пол, лопатой копают землю и т.д. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно расширяя кругозор ребенка.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Так диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда. Такое использование в игре предметов указывает на высокий интеллект ребенка, развитие его фантазии. Не зная, что в игре маленького фантазера простые предметы вроде ластиков или желудей обозначают, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, например различные корабли в морском бою, они могут предположить у ребенка бред. Воспитатели детских садов должны объяснить это родителям и помочь им обогатить игру их детей игрушками- самоделками, в том числе из природного и бросового материала.
Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
Игра – важнейшая форма организации детской жизни. К сожалению, это понимают еще не все взрослые. Не всегда они умеют правильно «оснастить» игру ребенка игрушками, не играют вместе с ним, не учат его правильным действиям с новыми игрушками, считая игру сугубо самостоятельной детской деятельностью: ребенку куплена игрушка – пусть играет. Просьбу малыша купить ему какую – то определенную игрушку они рассматривают как каприз, полагая, что родителям виднее, что следует приобрести. Но это не правильно. Нельзя пускать игру ребенка на самотек, нужно формировать ее умелым личным участием, а при подборе игрушек нужно обязательно учитывать интересы ребенка, его замыслы.
Новые игрушки приобретаются с целью расширить тематику игр, обогатить их содержание, с целью дольнейшего развития ребенка в игре – для любимой куклы нужно купить одежду, коляску; к набору строительных материалов постепенно можно прикупить фигурки людей и т.д.
Подытоживая сделаем вывод: игры полезны, нужны детям; дети могут играть с игрушками и без них. Но для большинства игр игрушки необходимы. Путь игрушки к ребенку, ее судьба – счастливая или несчастливая - начинается с магазина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....