Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»
консультация (младшая группа) на тему
Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их — гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание у детей культурно-гигиенических
навыков»
воспитатель: Голота Т.Я.
«Ну что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их — гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.
Взрослый приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.
Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой.
При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.
Приобретенные навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»; Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца...»; 3. Александрова «Утром», «Купание»; В. Орлов «Хрюша обижается»; А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка»; И. Токмаковой «Тили-тили-тили-тили?»; М. Яснов «Я мою руки»; А. Усачев «Хочешь, Феденька, кефир»; О. Дриз «Про веселый пирожок»; Я. Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»; В. Зайцев «Я одеться сам могу»; Э. Мошковская «Уши»; С. Капутикян «Хлоп-хлоп»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А. Воронкова «Маша-растеряша»; Н. Сынгаевский «Помощница» и другие произведения).
Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением — заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.
Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков
у детей 3-4 лет
Режимные процессы
Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.
Прием пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережевывают пищу с закрытым ртом.
Одевание и раздевание: совершенствуется умения самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок — чистят, просушивают.
Культура общения
Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание.
Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.
Полезные советы для родителей
«Руки — это лицо человека»
- Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7—10 дней.
- Перед каждым приемом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом.
- Нужно быть внимательным во время работы с колющими и режущими предметами (нож, иголка и т. д.).
- Нужно осторожно открывать емкости с горячей водой (чайник, кастрюля, водопроводный кран).
- В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в перчатках или варежках.
- Следует ежедневно пользоваться кремом для рук.
«Расти, коса, до пояса»
- Обязательно нужно иметь собственную расческу и следить за ее чистотой.
- Мыть голову необходимо один-два раза в неделю, пользуясь шампунем.
- Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.
- Нельзя заплетать мокрые волосы.
- Нельзя ложиться спать с мокрой головой.
- Длинные волосы нужно расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.
«Дороже алмаза свои два глаза»
- Берегите глаза, когда стираете белье или выводите пятна.
- Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.
- Нельзя читать, лежа на диване или в кровати.
- Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т. д.).
- Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.
- Нельзя носить чужие очки.
- Нужно смотреть телевизор сидя и не более 15—30 минут подряд (зависит от возраста ребенка).
- Необходимо делать гимнастику для глаз.
- Лампу нужно ставить слева.
- Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во время строительства, при домашней уборке, при опасности попадания пыли и т. д.).
- Сидеть за столом нужно прямо.
- Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами (ножницы, иголка, булавка, спицы и др.).
«Здоровые зубы здоровью любы»
- Необходимо правильно питаться: ежедневно ребенок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твердой пище: это укрепляет десны и зубы.
- С 2—3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
- Не реже двух раз в год надо посещать с ребенком стоматолога.
«Ухо — это орган слуха»
- Уши надо беречь: от слишком громких звуков устаешь. Нельзя слушать громкую музыку. Громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.
- Нельзя ковырять в ушах.
- Нужно защищать уши от сильного ветра.
- Нельзя очень сильно сморкаться.
- Нельзя допускать попадания в уши воды.
«Если сладко спится, сон хороший снится»
- Соблюдайте режим: больше бывайте с ребенком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.
- Нельзя наедаться перед сном.
- Нельзя смотреть долго телевизор.
- Нельзя ложиться поздно.
- Нельзя играть в шумные игры перед сном.
- Перед сном необходимо проветрить комнату.
- Перед сном следует задернуть занавески.
- Перед сном нужно умыться.
- Перед сном следует сложить одежду.
- Нельзя откладывать отход ко сну, если ребенок начинает дремать. Дремота - естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»
Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»...
Консультация для родителей "Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом"
Вести себя дома нужно так же, как и в гостях!...
Консультация для родителей "Воспитание у детей культурно - гигиенических навыков, привычек"
Консультация для родителей младших групп...
Консультация для родителей "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков "
Как важно воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста....
Консультация для родителей “Воспитание самостоятельности и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста”.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...
Консультация для родителей "Формирование у детей культурно-гигиенических навыков"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни.Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, пор...