ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
консультация (младшая группа) на тему

Лапштаева Ольга Васильевна

ВЛИЯНИЕ  ПАЛЬЧИКОВОЙ  ГИМНАСТИКИ  НА УМСТВЕННОЕ                      РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА  


Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. 

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. 

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. 

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. 

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. 

 Дети в возрасте до 2-х лет: 

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. 

Например, упражнение" Зайчик" 

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. 
Вот так, вот так! И ушами шевелит. 

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик); 

- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. 

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти. 

- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. 

(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). 

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. 

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. 

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. 

 Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: 

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). 

Например, упражнение "Капустка" 

Мы капусту рубим-рубим, 
Мы морковку трем-трем, 
Мы капусту солим-солим, 
Мы капусту жмем-жмем. 

• простые фигуры из пальчиков одной руки. 

"Зайка" 
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. 
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. 

"Коза" 

У козы торчат рога, 
Может забодать она. 

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). 

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); 

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). 

"Замок" 

На двери висит замок. 
(соединить пальцы обеих рук в замок) 
Кто его открыть бы мог? 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

Постучали, 
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 
Покрутили, 
(покрутить сцепленные руки в запястьях) 

Потянули 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 
И открыли. 
(расцепить пальцы) 

"Домик" 

На поляне дом стоит, 
Ну а к дому путь закрыт. 
Мы ворота открываем, 
В домик всех вас приглашаем. 

"Шарик" 

Надуваем быстро шарик. 
Он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 
Стал он тонкий и худой. 

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.) 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ  ПАЛЬЧИКОВОЙ  ГИМНАСТИКИ  НА УМСТВЕННОЕ                      РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА   


Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. 

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. 

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. 

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. 

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. 

 Дети в возрасте до 2-х лет: 

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. 

Например, упражнение" Зайчик" 

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. 
Вот так, вот так! И ушами шевелит. 

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик); 

- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. 

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти. 

- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. 

(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). 

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. 

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. 

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. 

 Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: 

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). 

Например, упражнение "Капустка" 

Мы капусту рубим-рубим, 
Мы морковку трем-трем, 
Мы капусту солим-солим, 
Мы капусту жмем-жмем. 

• простые фигуры из пальчиков одной руки. 

"Зайка" 
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. 
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. 

"Коза" 

У козы торчат рога, 
Может забодать она. 

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). 

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); 

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). 

"Замок" 

На двери висит замок. 
(соединить пальцы обеих рук в замок) 
Кто его открыть бы мог? 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

Постучали, 
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 
Покрутили, 
(покрутить сцепленные руки в запястьях) 

Потянули 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 
И открыли. 
(расцепить пальцы) 

"Домик" 

На поляне дом стоит, 
Ну а к дому путь закрыт. 
Мы ворота открываем, 
В домик всех вас приглашаем. 

"Шарик" 

Надуваем быстро шарик. 
Он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 
Стал он тонкий и худой. 

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Чем полезна пальчиковая гимнастика для дошкольников...

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - ...

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...

Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»...