Повышенная тревожность.... родителям важно знать!
консультация на тему

Кудряшова Жанна Викторовна

Повышенная тревожность....Что это такое? В статье дано описание основных причин возникновения повышенной тревожности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_vazhno_znat.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям важно знать

Тревожный ребенок

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребёнок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характера.

Признаки повышенной тревожности у детей

Суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами), или, напротив, мышечное напряжение, скованность; желание много говорить, или, наоборот, напряженное молчание; трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребёнка деятельности; боязнь любых даже незначительных перемен; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).

Ваш ребенок может проявлять признаки тревожности, если:

  • У ребенка тонкая нервная организация. Он чувствительный и впечатлительный.
  • Тревожное поведение свойственно вам, вы не уверены в себе, живёте в ожидании негативных событий и последствий.
  • В семье происходят перемены, о которых ребёнок ничего не знает, но чувствует, как изменилась атмосфера и эмоции членов семьи, и вынужден сам придумывать причины происходящих изменений, зачастую представляя себе реальность значительно более страшной, чем она есть.
  • Ребёнок привык в основном опираться только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он может оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожащей и небезопасной.
  • В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, за что ребёнок получает наказание, за что – поощрение.
  • Вы требуете от ребёнка безупречности, идеальности, совершенства (завышенные требования). Ребёнок осознаёт, что не может соответствовать вашим высоким критериям, и начинает бояться потерять вашу любовь и расположение.
  • Вы даете ребёнку множество тревожных посланий: «Ты упадёшь… У тебя не получиться…Ты неловкий…У тебя всегда так…» В этом случае ребёнок начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми задачами.
  • Вы транслируете ребёнку тревожно-негативное представление об окружающем мире: «Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, воспитательница сделает замечание. Полицейский заберёт, тебя никто не будет любить и т.д.»
  • Ребёнок пережил психологическое травмирующее событие, с которым его психика не смогла справиться.

Родителям важно знать, что:

  • Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качество, позволяющее справиться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
  • Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте. Что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.
  • В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребёнка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.
  • Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.д.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги.
  • Тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребёнка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился. К тому же, следует понимать, что ему очень трудно оставлять дело незавершенным.
  • Полезно вместе с ребенком обсуждать предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
  • Ребёнку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребёнку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.
  • Важно формировать у ребёнка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и её результатами, спрашивая его самого о том, как он сам оценивает свою работу и почему так. Не следует сравнивать ребёнка с окружающими.
  • Не следует заставлять ребёнка делать то. Что вызывает тревогу (например, выступить на утреннике, принять участие в игре и т.д.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретёт внутреннюю готовность к каким-то действиям.
  • Для тревожных детей полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, песком, фантиками и т.п.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
  • Желательно постепенно увлекать ребёнка рисованием восковыми мелками, красками, работой с пластилином, глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать. А работа с творческим материалом им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.
  • Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребёнком, и он так же, вырастет с ощущением того, что он- хороший и мир вокруг интересный и разный.

Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Необходимо проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:1. Повышение ...

Рекомендации для родителей по профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста

В этой статье предложен ряд рекомендаций призванных помочь родителям дошкольников сгладить проявения тревожности у детей перед школой....

Рекомендации для родителей "По профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста"

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Необходимо проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:1. Повышение ...

Памятки для родителей "Важно знать"

Никогда не воспитывайте в плохом настроении. «Держать улыбку», потому что именно лицо - ваша визитная карточка....

Консультация "Родителям важно знать"

Детско-родительские отношения одна из острых тем. ...

Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.

Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....

‼️АНТИТЕРРОР‼️ ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ‼ ВАЖНО ЗНАТЬ‼

- Правила поведения в толпе - Памятка родителям - Как рассказать ребенку про теракт...