"Адаптация ребенка к детскому саду"
консультация (младшая группа) на тему

В вашей семье произошло событие: Ваш малыш в первый раз переступит порог детского сада.

Поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам, и далеко не все дети успешно с этим справляются.

Наблюдая за детьми в детском саду показывает, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает быстрее и безболезненнее, чем сверстник, умеющий одеваться, но не знает как подойти к незнакомому человеку или другому ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_adaptatsii.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр  развития ребёнка- детский сад №11

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ

ДЕТСКОГО САДА»

Воспитатели: Нагибина Л.В.

Попов И.В.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

В вашей семье произошло событие: долгожданное, радостное, но и тревожное – Вы получили направление в детский сад. И через несколько дней Ваш малыш в первый раз переступит порог детского сада.

Часто  поступление  ребенка в детский  сад  сопровождается  проблемой  его адаптации  к новым  нормам и правилам, и далеко не все дети  успешно с этим справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного» синдрома является прямым следствием его психологической  неготовности к выходу из семьи.  Очень часто родители   параметрами готовности поступления  в детский сад считают владение навыками самообслуживания, соблюдения  режима  дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос о том, в какой  мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми взрослыми и детьми, к принятию и соблюдению достаточно сложных  и не всегда понятных для ребенка  правил  поведения, родителями не обсуждается. Более того, родители, отмечая у своего ребенка слабые навыки  общения, стремятся отдать  его в детский сад именно для того, чтобы  он этому научился. Такая «учеба» оборачивается тяжкими переживаниями  и слезами ребёнка, претензиями  в адрес воспитателей.  Наблюдение за детьми  в детском саду  показывает, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду быстрее и безболезненнее, чем сверстник, умеющий одеваться, но не знает как подойти к незнакомому человеку или другому ребёнку.

Реальные  результаты в решении задач профилактики и преодоления «адаптационного синдрома» (прохождения его в более мягкой  форме), возникающего у детей,  могут принести совместные усилия  родителей и  работников ДОУ. Самочувствие ребенка зависит  оттого, насколько уверенна и спокойна мама, ее доброжелательного  отношения к воспитателям и детскому саду в целом.

Мы  желаем Вам  здоровья, как можно больше положительных  эмоций  и приглашаем  в  нашу  дружную семью.

Рекомендации родителям.

1.Дома, в период подготовки ребёнка к детскому саду, родители должны создать щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе.

  1. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребёнком особенно ласковым.

3.Родителям надо заранее надо рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребёнком такую беседу: « Детский сад – это красивый, большой дом, куда мама и папа приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты стал ходить в детсад, познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду всё приспособлено для детей: там маленькие стульчики и столики,  маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду дети играют, поют, танцуют, лепят, рисуют. В саду тебе будет весело и интересно.

4.Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку о том, как ему повезло – осенью он пойдёт в детский сад. В присутствии малыша расскажите с гордостью о большой удаче –его приняли в детский сад.

  1. Учите малыша знакомится с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; учите делиться своими игрушками.
  2. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков – ему будет проще отпустить вас.
  3. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  4. Убедитесь, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
  5. Ребёнок привыкает тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьте с другими детьми и их родителями. Называйте детей в присутствии вашего малыша по имени. Спрашивайте дома ребёнка о его друзьях в детсаду, попросите рассказать его, что они делали, чем занимались.
  6. В присутствии малыша избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
  7. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребёнка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.

Памятка для родителей.

Ваш ребёнок пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неёрадостным, общительным, хотим предложить несколько рекомендаций.

1.Постарайтесь создать и сохранить в семье спокойную и дружескую обстановку.

2.Установите чёткие требования к ребёнку, будьте последовательны в их предъявлении.

3.Будьте терпеливы.

4.Расширяйте круг общения с детьми, поощряйте их совместные игры.

5.Формируйте  культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

6.Поддерживайте стремление ребёнка делиться с вами  новостями за день.

  1. Говорите с ребёнком короткими фразами, медленно. Называйте как можно больше предметов и действий с ними. Давайте простые, понятные объяснения.

8.Спрашивайте у ребёнка « Что ты делаешь», на вопрос « Почему ты это делаешь» он ответит, когда вырастит.

  1. Ежедневно читайте малышу.

10.Стремитесь к совместному творчеству: рисуйте, лепите, стройте различные поделки.

  1. Поддерживайте вашего малыша во всех его начинаниях, хвалите.

Готовимся к детскому саду

Нужен ли режим дня?

Однозначно нужен. Ребенок повзрослел, но все еще  не может самостоятельно оценить  свое состояния и сделать то, что ему необходим.

В результате  точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления, определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у малыша возражений.

Одно из условий  уверенности и спокойствия  ребенка -  это систематичность, ритмичность, повторяемость  его жизни, т. е.  четкое соблюдение  режима.

Формируем навыки самообслуживания.

В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиенические  навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания. Возможно, эти  навыки  сформированы частично. В этом  случае могут  возникнуть  трудности  в процессе  адаптации.  Тогда  в группе малышу  будет сложно  выполнять требования  воспитателя  и он  будет  протестовать против них, избегать. Как следствие,  не принятие ребенком   обстановки  детского  сада и трудности  в адаптации.

В рамках подготовки малыша к детскому саду  мы решили  напомнить родителям, как  обучать  малыша  культурно-гигиеническим навыкам:

  • обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, вводить   более сложные составляющие;
  • обучение проходит при совместной деятельности взрослого и ребёнка.
  • при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах» (Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки  губами, а не языком.)
  • по мере  приобретения  навыка  доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый только наблюдает, подсказывает правильное  действие.
  • потешки, песенки, присказки  делают процесс формирования навыка  более  привлекательным.
  • ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивает ребёнка на взаимодействие.

Учимся умываться.

Завернуть  рукава  одежды

  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки
  • Смыть  мыло под струей воды
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой
  • Снять полотенце
  • Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются)
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистый»

Учимся пользоваться полотенцем

Снять  полотенце  с крючка

  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
  • Поменять руки местами

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом.

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит
  • Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования
  • Исключить возможность  пользования чужой расческой

Учимся пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, рассматривать  свою одежду)
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.

Как научить ребенка вести себя за столом

Многих  родителей интересует  этот  вопрос.  Многие  дети  и на третьем  году требуют, что бы их кормили  взрослые, просят почитать  книги. Родители знают, что этого  делать нельзя, но идут на различные ухищрения, лишь  бы накормить  малыша.  У ребенка необходимо  вырабатывать положительное  отношение  к приему пищи: не нужно  накладывать на тарелку слишком много пищи;  никогда не кормите ребенка насильно; не разрешайте уносить с собой куски хлеба, яблоки,  сладости; не следует между приемами пищи давать дополнительную еду,  не стоит давать сладости «под  просмотр» телевизора, показывайте образец приема пищи, выработайте свой порядок за столом.  Участие ребенка в семейном ужине  имеет для него очень важно.  Это  значит, что он принят в семье, является равноправным  членом, следовательно, должен  выполнять правила, принятые в семье за столом. Например, закончив  еду нужно  дождаться  всех. Атмосфера за столом должна быть доброжелательная, темы разговоров  приятны и интересны для всех членов без исключения. Очень распространено мнение, что за столом нельзя разговаривать. Но все же это возможно,  ребенок имеет право участвовать в беседе и быть выслушанным, если выполняются следующие правила: если в это время во рту у него не пищи, если он вступил в разговор, не перебив другого. Если ребенку сложно выполнять эти правила, стоит временно отказаться от бесед за столом.  Еще один важный момент - это запрет на обсуждение манеры приема пищи, лучше лишний раз показать как правильно вести себя за столом на своем личном примере.

В детском  саду   процессы  приема  пищи,  одевания-раздевания,  сон   чаще  сопровождаются  плачем, так как  раньше  все  эти функции  выполняла  мама. Поэтому  в общении  с детьми  очень важно использование  элементов  устного  народного  творчества. Сказки, потешки,  загадки, уговорушки являются незаменимым  средством  установления  контакта  с ребенком.

Потешки и прибаутки .

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А водичка булькает

А водичка пениться

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

Хлюп-хлюп  ручками,

Полон  мыла таз

Ты не трогай, Катенька

Мыльной ручкой глаз.

Водичка  серебристая

Струиться из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

ты как сюда попала?»

«Через  луга росистые

Я в детский сад  бежала».

«Водичка серебристая,

зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг  сверкало».

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Из колодца принесла

Курица  водицы.

И цыплята всей  гурьбой

Побежали мыться.

В ручейке вода струиться

В речке плещется вода.

Мы под краном будем  мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Потешки при одевании

Моя Катя  маленька,

На ней шубка  аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

Надеваем  шапочки,

Надеваем  курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все  гулять.

Ой, забыли мы про туфельки.

Обуем  туфельки на ножки.

Эту на правую ножку,

Эту на левую ножку.

Наденем на ножки

Новые  сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

Завяжи потуже  шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу.

Гулять хочу.

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

Потешки на прогулке

Ночью выпал  первый снег.

Я оделась  раньше всех.

Я санки качу,

Гулять  хочу.

Покатились санки вниз,

Крепче Катенька держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А нет то, разбиться можно.

На горочке  нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть.

Крепче  стал  мороз  никак,

Мы  замерзнем  стоя  так.

Чтоб  согреться  поскорей,

Будем  прыгать  веселей.

Потешки «на сон грядущий»

Ходит  Сон по хате,

В сереньком  халате,

А Сониха  под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему  миру спать

велят.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших  деток усыплять.

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька,  не  лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Потешки после сна

Колокольчик ледяной,

Он всегда, везде со мной,

«Просыпайтесь!»- говорит,

«Закаляйтесь!» - всем велит.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, я проснулся(лась).

Вот  проснулся  петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята  спят,

Просыпаться не хотят.

Вот  на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

Вместе с солнышком  встаем,

Вместе  с птичками  поем,

С добрым  утром, с новым  днем.

Вот как  славно  мы живем.

О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

Ребенок должен уметь:

в 2 года и 6 месяцев:

  • одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
  • расстегивать и застегивать одну -две пуговицы;

в 3 года:

  • одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
  • складывать свою одежду перед сном;
  • застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
  • знать назначение многих предметов и их местонахождение;
  • выполнять поручения из 2–3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»);
  • уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  • замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
  • регулировать свои физиологические потребности;
  • вытирать обувь при входе в квартиру;
  • аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
  • не выходить из-за стола и не мешать за столом другим; говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...