Развитие тонкомоторных навыков посредством игр с подручным материалом
учебно-методический материал по теме

Анастасия Владимировна Карпова

Подборка игр и упражнений, которые можно использовать для формирования и развития тонкомоторных движений, внимания, мышления, произвольного поведения, творческих навыков ребенка как педагогам, так и родителям в разные периоды дошкольного детства. Предлагаемые игры не требуют больших материальных затрат, т.к в них используются обыденные, примитивные предметы обихода и разная мелочь, которая найдется у каждой хозяйки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие тонкомоторных навыков посредством игр с подручным материалом

C:\Users\Елена_\Downloads\xiSBusX66Ec.jpg

В начальной школе, в период освоения грамоты все чаще современные дети  встречаются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, петельки и крючочки пляшут на строчках, линии дрожащие. Невольно возникает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? И надо ли ее готовить лучше и основательнее? Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развития мелких мышц кисти. Но данную работу необходимо начинать с самого раннего возраста. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Еще грудному младенцу уже можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

 Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

В последнее время развитию мелкой ( тонкой ) моторики педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:

1. Косвенным образом влияют на общее  и интеллектуальное развитие ребенка;

2. Готовят к владению навыком письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я предлагаю подборку игр и упражнений, которые можно использовать для формирования и развития тонкомоторных движений, как педагогам, так и родителям в разные периоды дошкольного детства.

Развивающие игры из подручных материалов

Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр.

Маленькие завинчивающиеся бутылочки. (игра для детей 2-3 лет)

Спрячьте внутрь мелкие игрушки или конфеты, часть бутылочек оставьте пустыми. Предложите малышу угадать, в каких бутылочках спрятаны игрушки. Будет очень хорошо, если он сам догадается потрясти бутылочку и послушать, есть ли там что- нибудь. После того как все предметы будут извлечены, попросите малыша закрыть бутылочки.

Игра развивает слуховое внимание и мелкую моторику рук.

Баночки от крема (игра для детей 2-3 лет)

Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.

Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.

Прищепки (игра для детей 1-3 лет)

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Мешочки, наполненные крупой (игра для детей 3-4 и более лет)

Сшейте 10-15 маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Вместо мешочков можно использовать детские носочки самого маленького размера, в качестве наполнителя – вату, скомканную бумагу, спички, крахмал и др.

Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.

Рукава от старой одежды (игра для детей от 4 лет)

Отрежьте от старой одежды рукав с манжетой, застегивающейся на пуговицу. Зашейте по линии отреза. Положите в получившийся «чудесный мешочек» мягкие и твердые игрушки; маленькие кубики, шарики, пуговицы и др. Предложите ребенку найти все мягкое или твердое, все шарики, пуговицы и т. п. Еще один вариант игры: ребенок опускает руку в мешочек, берет любую игрушку и называет ее. После этого вынимает игрушку из мешочка и проверяет, правильно ли он узнал игрушку.

Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.

Открытки и коробки от конфет

Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка, на 3-4 части для ребенка 4 лет, на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок, а затем «сломайте» и предложите «починить». Вырежьте в картинке лезвием квадратные, треугольные, прямоугольные «окошки». Получится «дырявый коврик» и комплект «заплаток». Предложите ребенку закрыть «дырки» с помощью «заплаток», т. е. расставить все на свои места.

Игра развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию.

Для мам важно помнить, что раннее развитие — это не когда ваш малыш что-то делает лучше, чем другой ребенок, а когда он делает лучше по сравнению с самим собой!

Пуговицы

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать (для детей от 3 лет).

Игра развивает внимание, восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п. (для детей 4-5 лет).

Игра развивает внимание.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная-белая. Предложите ребенку продолжить (для детей 5-6 лет).

Игра развивает внимание, мышление.

Маркер для белой доски (игра для детей от 2 лет)

Рисовать можно на листе пластмассы, на зеркале и стекле, линолеуме и т. п. Такой маркер хорошо рисует на гладких поверхностях и легко стирается. Предложите малышу дорисовать колеса к машине, стебельки к цветам, веревочки к воздушным шарикам, изобразить домик, змею, волны и нарисуйте, как летят птицы, идет дождь, падают яблоки с веток, валит дым из трубы. Обязательно комментируйте рисование, придумывайте сюжет, обыгрывайте нарисованное. Детям очень нравится стирать рисунки, водя пальчиком по линиям.

После игры маркер желательно убирать, в противном случае разрисованными могут оказаться не требующие того поверхности.

Игра развивает графические навыки, воображение, зрительнодвигательную координацию, стимулирует речевую активность.

Крупа

Наполните коробку от обуви или небольшой пластмассовый таз фасолью, нелущеным горохом, гречкой, спрячьте на дно ракушки, мелкие игрушки или конфеты. Предложите ребенку помешать крупу, достать игрушки и снова спрятать. Очень хорошо, если малыш будет действовать не одной, а двумя руками. Покройте тонким слоем пластилина лист картона или дно крышки от банки. Предложите малышу выложить рисунок из зернышек: орнаменты, буквы, цифры, геометрические фигуры и любые другие рисунки. Зерна легко вдавливаются в пластилин.

Игры развивают мелкую моторику рук, воображение

Засушенные листья (для детей от 3 лет)

Соберите осенние листья с разных деревьев и кустарников. Предложите ребенку найти одинаковые листочки. Также можно наклейть листья на картон в виде букета или кроны дерева. Еще одна идея: попросите малыша обвести лист карандашом по контуру. И, наконец, наклейте лист на бумагу и превратите его в интересный предмет, дорисовав необходимые детали (от 5 лет).

Игры развивают мелкую моторику рук, воображение.

Картон, обрезки плотной ткани

Вырежьте геометрические фигуры, буквы и т. п. Предложите ребенку узнать фигуры на ощупь.

Игра развивает тактильное восприятие, является профилактикой дисграфии.

Фигуры используются в качестве мозаики; из геометрических и абстрактных фигур можно сделать аппликацию.

Игра развивает мелкую моторику рук, воображение, восприятие пространства

Старые журналы и газеты

Предложите малышу (от 2 лет) отрывать, комкать газету и бросать «снежки» в цель, коробку, корзину и т. п.

Игра развивает координацию движений, общую и мелкую моторику.

Попросите ребенка (7-10 лет) вычеркивать в тексте заданную букву. Например, зачеркнуть все буквы «о».

Игра развивает произвольность, зрительное внимание.

Из цветных журналов и газет вырежьте рисунки и составьте коллаж.

Игра развивает моторику рук, креативные способности.

Спички

Сложите конфигурацию из спичек: лесенку, домик, стульчик, букву. Попросите ребенка сделать так же (для детей от 4 лет). Попробуйте сложить из спичек колодец (для детей 4-5 лет).

Выложите из спичек какой-нибудь рисунок, предложите ребенку угадать, что это (3-5 лет).

Игры развивают зрительное внимание, произвольность, пространственную ориентировку, образное мышление, воображение.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики из подручных материалов

Консультация для родителей и педагогов...

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено,...

Использование на улице развивающих игр из подручных материалов, с детьми раннего возраста, как средство развития познавательных процессов.

Методическая разработка, где предложены игры из подручных материалов , которыми можно занять ребенка на улице, и которые, при этом, развивают: большую моторику, речь, воображение, двигательную активно...

Консультация для родителей на тему "Развитие мелкой моторики рук из подручных материалов"

Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию консультацию по данной теме!!!...