Консультация: "Фонематический слух - это основа правильной речи".
консультация по теме
Практический материал по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР. | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Цель: привлечь родителей к занятиям по обучению грамоте (развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР).
Задачи: 1.Показать родителям значимость работы с детьми по развитию фонематических процессов;
2.Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематических процессов.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я, рада вас видеть на сегодняшней консультации. Заканчивается учебный год и мне необходимо вам дать важную информацию и рекомендации на лето.
Сегодня, мы поговорим о том, какими знаниями и умениями должен обладать родитель, для того, чтобы помочь детям справиться с речевыми нарушениями, а также успешно начать обучение грамоте. Многие родители считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не так.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Для того, чтобы ребенок научился грамотно чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи). Ребёнок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Фонематический слух — различение, умение слышать, разделять речевые звуки, что является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Ребёнок не поймёт и не услышит, что лук и люк– это разные слова., удочка и уточка, цвет и свет, плач и плащ. Например на обследовании половина группы не смогли правильно повторить слоги с оппозиционными звуками: ба-па-ба, да-та-да и др. Так же, ребёнок на слух может не различить, что в слове люк, первый звук мягкий, а в слове лук – твёрдый.
В норме у детей фонематическое восприятие и слух формируется задолго до обучения в школе. Несформированность и отставание в фонематическом развитии в дошкольном возрасте, создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму в дальнейшем.
На письме могут появиться такие ошибки, как: замены и пропуски букв, слияние слов на письме, пропуски и перестановки слогов. При чтении встречаются замены звуков, побуквенное чтение, непонимание ребенком прочитанного. Также дети могут не понять, не услышать точную инструкцию.
У детей с речевыми нарушениями фонематические процессы сами по себе не формируются. Их нужно развивать не за полгода до школы, а минимум за 2 года.
Это сложный этап обучения, т.к. необходимо научить ребёнка разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.
Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и словах, на вопрос «Какой первый звук в слове «МОСТ?» отвечают – «мо». В слове «БАНКА» - отвечают, что первый звук «ба».
Лучше всего фонематические процессы развивать в игре.
Большинство таких игр можно использовать в дороге и на кухне.
Игровые упражнения
Игры с неречевыми звуками «Повтори ритм»
Для этой игры прошу выйти ко мне одного человека. Повернитесь спиной к нам и внимательно слушайте, как мы будем хлопать, а затем прохлопайте также. (Несколько человек по очереди загадывают ритмы)
//- - /, /- -//, //- - -, //- -//, - -////, /- - - //
Игра «Кто стучится? »
Каркуша на день рождения ждёт гостей. Отгадайте, кто пришёл первый? Кто второй?
Первый гость стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, дети ищут на картинке соответствующий ритм.
второй так: /-//, третий: //- /. Логопед предлагает внимательно
послушать ритм и определить, кто стучится.
«Погремушки»
Перед вами контейнеры от киндер-сюрприза. Они наполнены различными крупами, макаронами. Необходимо на слух найти контейнеры с одинаковым наполнителем, не открывая их.
Игры с неречевыми звуками
«Поймай звук»
Я называю звуки, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р] («поймайте» его). л,р,м,р,ч,р,л;
Я называю слоги, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р]. ла-ра-ша-ка-ра;
Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р].
(Рыбка, игрушка, машинка, кукла, мяч, пирамида, скакалка, коробка, кубики, робот, забор… )
Аналогичное задание: хлопни на звук [Р], топни на звук [Л]..
Лампа, кружка, кукла, скакалка, экскаватор, пазлы и т д.
«Найди картинку»
Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; дом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа. Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"
«Разложи картинки» Разложить картинки, в названиях которых содержатся звуки 3 или Ж, под соответствующими буквами. (Перед ребёнком кладутся буквы 3 и Ж и картинки, ребенок сортирует картинки).
Речевые игры «Послушай, повтори слоги/ слова»
- С этой целью предложите ему повторить слоги парами: ба-па-ба, да-та-да, са-ша- са, ша- са - ша, са-ца-са, ра-ла-ра, жа-ша-жа.
- са-за-за-са, зо-зо-со-зо, су-зу-су-су. Коза - коса; лужа - лыжа
«Назови слово» Кто назовет больше слов на определенный звук.
У меня в руках мяч. Я начинаю игру - называю слово- существительное, начинающееся на звук [ш] и передаю следующему игроку.
«Запомни слова» Запомнить и назвать слова со звуком З из короткого стихотворения. Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.
Змей летит выше берёз!
Ветер змея не жалея, прямо к солнышку понёс.
«Что лишнее?»
Я назову четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Определите первые звуки в словах и скажите, какое слово лишнее.
Шишка, щетка, шапка, шашка. Сумка, собака, солонка, зайка.
Рама, роза, лампа, ручка.
А теперь определите четвертый лишний по последнему звуку – названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
Кот, кулёк, рот, енот. Богатырь, царь, мотор, фонарь.
«Исправь ошибку?»
Я произнесу 4 слова, искажая заданный звук, а вы должны найти ошибку и произнести слово правильно.
Сапка, шапка, щапка, сяпка. Жайка, сяйка, щайка, зяйка.
Вампа, уампа, лампа, рампа.
Игры на развитие Фонематического анализа и синтеза.
Основной этап.
Ещё раз напомню, что ребёнка необходимо научить слышать звуки, узнавать и различать их. Давать каждому звуку характеристику: Какой звук? Гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Учить соотносить звуки с буквами; соотносить звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета)
Учить определять, что прозвучало - звук, слог и слово.
Значит, ребёнок должен иметь представление, что предложение состоит из слов, слова из слогов, а слоги из звуков.
Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов
«Твёрдый – мягкий»,
Для того, чтобы детям было проще различать твердые и мягкие звуки, твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие – зеленым. Перед вами два карандаша – зеленый и синий. Если я назову слово, в котором будет твердый звук [л], вы поднимите синий карандаш, если мягкий [ль] – зеленый.
Лента, лось, локоть, лампа, линейка, лыжи, люстра, луна, люк, лук.
(подсказка: гласные буквы - И,Е,Ё,Ю,Я, смягчают предыдущий согласный. За исключением правил: Й,Ч,Щ – всегда мягкие, Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые.
«Камень – подушка» устная игра. ( на слух)
«Вертолёт – вагон» Давай посадим в вертолёт зверей и птиц, в названии которых есть звук вь, а в вагон, в названии которых есть звук В.
«Звонкий-глухой» - определяем ладонью. Если горлышко дрожит, то звук звонкий, если молчит, то - глухой. Так же можно закрыть ушки ладонями.
Определение места звука в слове
-Учить выделять первый, последний звук в словах, названиях картинок, определять место заданного звука (начало, середина, конец): работать со схемами и фишками.
«Рассели картинки по домикам»:
Перед вами три домика и картинки. Нужно расселить их по домикам. В первый домик мы поселим те картинки, в названии которых звук [л] в начале (первый), во второй домик поселим картинки, в названии которых звук [л] в середине, в третий – те картинки, в названии которых звук [л] в конце (последний).
Работа со схемами. Схема слова состоит из 3 квадратиков.(Начало, середина, конец слова) Определяем 1 звук, последний звук, все остальные звуки – это середина.
«Цепочка слов» Игра - аналог игры «города». Сейчас мы по очереди будем называть любые слова- существительные, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
Определение последовательности и количества звуков в слове,
развитие фонематического синтеза
Учить составлять звуковые схемы слов, подбирать картинки к схемам, отгадывать слова по заданным символам, находить пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывать слова с определенным количеством звуков.
При обучении чтению нужно наоборот уметь соединять звуки в одно целое. Например, при соединении звука [м] и звука [а] получается слог ма.
Постепенно эти действия становятся автоматизированными, то есть ребенок выполняет их не задумываясь.
«Собери слово»
Я произношу слово по звукам, вы должны догадаться, какое это слово.
Например, К, О, Т – получилось КОТ. Д, О, М. В, А, Т, А.
«Сосчитай звуки» Делим слова на звуки.
ДОМ - 1- д, 2- о, 3- м. – 3 звука,
Луна – 1-л, 2-у, 3-н, 4-а. – 4 звука, сумка – с-у-м-к-а – 5 звуков
«Прочитай слово по первым звукам» (на карточках)
Слоговой анализ и синтез слов
(Учить составлять слоговые схемы, подбирать слова к схемам, устанавливать правильную последовательность слогов в слове, придумывать слова с заданным количеством слогов, делить слова на слоги).
«Раздели на части» Произносим слово, определяем, какие гласные звуки поют и тянутся в этом слове. Луна - у – а – 2 слога.
Запоминаем: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слон, Аня.
«Рассади героев по вагонам»
Работа со схемами
Учимся составлять схемы
В подготовительной группе работа будет усложняться. Поэтому рекомендую закрепить знания и умения полученные на логопедических занятиях, в летний период. Проведение этих игр не займет у вас много времени, но принесет положительные результаты и поможет избежать вашим детям при обучении в школе многих трудностей.
Наша встреча завершается. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»
Мастер-класс представляет собой подборку игр, логопед объясняет проведение каждой игры и проигрывает их вместе с родителями....
Фонематический слух как основа правильной речи.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи - это фонематический слух....
Консультация «Фонематический слух – основа правильной речи».
консультация для родителей...
Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного ...
Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
Фонематический слух как основа правильной речи
Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи. Рекомендуемые упражнения и игры помогут ребёнку освоить звуковую систему родного языка, подгот...
Статья: «Фонематический слух – это основа правильной речи».
Фонематический слух – это способность человека к распознаванию и различению фонем или речевых звуков родного языка. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звук...
- Мне нравится (1)