Речевые игры для детей 4-5 лет
консультация (средняя группа) на тему

Лохмотова Галина Борисовна

В публикации представлены дидактические игры по развитию речи для детей 4-5 лет для стендовой информации или рассылки родителям по электронной почте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_detey_4-5_let.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Слова»

Цель: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово “белый” (например):

Куртка какая? Белая

Сапоги какие? Белые

Поле какое? Белое

Снеговик какой? Белый

Аналогично другое прилагательное:

Снег какой? Серебристый

Дорога какая? Серебристая

Ветки какие? Серебристые

Озеро какое? Серебристое и т.д.

«Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры:  Взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Примерный лексический материал:

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Содержание  игры заключается в следующем: взрослый показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, “собака” — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Я знаю много названий»

Цель: закреплять обобщенное значение слов.

Ход игры: Взрослый начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий

зверей: заяц, медведь…;

домашних животных: кошка, собака…;

цветов: мак, роза…;

овощей: морковь, репа…;

фруктов: яблоко, груша…;

насекомых: комар, оса…;

деревьев: береза, клён…и т.д.

Закончи предложение

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Различные предметы: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван

Ход игры: Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию или просто подобрав слово.

  1. девочка рисует  (елку, дож, диван),
  2. папа читает... (книгу, журнал, газету,
  3. собака грызет... (кость, тапочки, карандаш);
  4. мальчик ловит... (мяч, кита, рыбу, лягушку);
  5. курица снесла  (яйцо) и т.д.

Скажи наоборот

Цель: формировать умение дополнять предложение словом с противоположным значением.

Ход игры

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец... (горький);

летом листья зеленые, а осенью ... (желтые);

дорога широкая, а тропинка... (узкая);

ручей мелкий, а река... (глубокая);

пластилин мягкий, а камень ... (твердый);

девочка говорит громко, а мальчик... (тихо);

мама несет тяжелую сумку, а сын ... (легкую).

Вариант игры:

деревья в лесу высокие и ... (низкие);

кашу варят густую и ... (жидкую);

звери бывают смелые и ... (трусливые);

лекарства делают горькие и ... (сладкие);

морковь можно есть сырую и ... (вареную);

улицы в городе широкие и …(узкие);

реки бывают глубокие и…(мелкие);

яблоки бывают мелкие и ... (крупные).

Отгадай-ка

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов; развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: Взрослый описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм.

Какое что бывает?

Цели: формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:

зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки)]

широким (река, дорога, лента, бульвар, улица);

новым (шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель);

маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мальчик);

вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);

пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);

холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот);

высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);

круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор).


«Назови как можно больше предметов»

Цель: активизация словаря детей, развитие внимания.

Ход игры: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Речевые игры для детей "Играем вместе" с 18.05.- 24.05.2020г.

Лексическая тема: Весна - Лето.  Программа "Мозаика"Тема: Весенние травы и цветы. Насекомые. Младшая группа.Тема: Деревья весной. Средняя группа.Тема: Деревья весной. Старшая группа.Тем...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...