Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Маленький мыслитель»
материал (подготовительная группа) на тему

Зайдуллина Эльмира Рустямовна

Обагащение практического опыта родителей по развитию у детей мыслительных процессов в игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для родителей подготовительной к школе группы

«Маленький мыслитель»

В настоящее время наиболее важным становится воспитание ответственного родителя. За родителями закреплено первоочерёдное право на воспитание своих детей, но далеко не все родители проникаются ответственностью за полноценное развитие.

Актуальной задачей является повышение педагогической компетентности родителей. Любая инициатива педагога, обращённая, к семье должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка со значимыми взрослыми.

В качестве одной из форм работы с родителями является – игровой тренинг.

Цель: Обогащение практического опыта родителей по развитию у детей мыслительных процессов в процессе игровой деятельности. Оценить значимость развития мышления как механизма решения значимых проблем.

Задачи:

1. Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мыслительных  процессов у детей.

2. Создать у родителей стойкую мотивацию для организации занятий с ребёнком в домашних условиях;

 3. Привлечение родителей к активному обмену практическим опытом организации игр с дошкольниками.  

4. Активизировать творческий потенциал родителей, формировать активную позицию в вопросах воспитания и развития своего ребенка.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.

Учить детей мыслить – основная задача, которую должны решать взрослые. Даже маленьким детям нецелесообразно давать знания в «готовом виде», когда основная нагрузка ложится на память. Следует учить ребёнка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации, побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие его познавательную активность, требующие размышления, сравнения.

Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребёнку возможность найти ответ, может быть с помощью взрослого или сверстников. Главное НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДУМАТЬ , РАССУЖДАТЬ, НАХОДИТЬ ОТВЕТ!

В силу того, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, значит научить его можно через игру.

Я хочу предложить вам игры, которые не займут массу времени, к ним не надо специальной подготовки, но они помогут в увлекательной форме развивать у детей такие качества как: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.  А это основа полноценного развития ребенка.  Эти игры универсальны, в них можно играть по дороге в детский сад, в машине, в магазине, на кухне.

Содержание семинара: 

1. Задачи-шутки. Решение, таких задач способствуют развитию внимания, сообразительности детей. Побуждают ребенка рассуждать, мыслить, находить ответ, приводить различные доводы. Использовать ранее полученные знания.

1.Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

2.Сколько концов у палки? (2) У двух палок? (4) У двух с половиной? (6.)

3. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)

 4. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

5.У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

6. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)

2. Предложите ребенку поиграть в «Сыщиков». Эта игра поможет сформировать у ребенка умение различать и определять форму, величину предмета, цвет, ориентироваться в пространстве, сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, воспитывается сосредоточенность.

Оглянитесь вокруг и найдите предметы например, квадратной формы. Можно устроить соревнование – кто больше назовет слов. Можно искать предметы разного цвета и фактуры.

3. Игра «Бывает - не бывает», учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Родителям зачитываются фразы, если это бывает – родители хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

-Зима закончилась в июне.

-Подснежник ярко краснеет.

-Девочка упала в яму.

-Яблоки растут на дереве.

4. «Расскажи что знаешь». Родителям показывается какой-либо предмет. Они должны назвать как можно больше признаков предмета (цвет, размер, форма, масса, блеск, материал, функция). Предлагается родителям придумать способ применения этих предметов. (линейка, книга, ладонь человека и т. д.)

5. Игра на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков "Найди лишнее слово".

Зачитываем родителям серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Нужно определить слово, которое является "лишним".

1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

6. Игра «Говори наоборот» поможет развитию словесно-логического мышления.

Предлагаются родителям слова, к ним придумать противоположности.

например:

большой – маленький;

веселый – грустный;

быстрый – медленный;

веселый - грустный

твердый - мягкий

7. Игра «Сравни предметы» направлена на развитие мыслительной операции, развитие образного и пространственного мышления:

Для сравнения предлагаются родителям следующие пары слов:

1. МУХА И БАБОЧКА

2. СТОЛ И СТУЛЬЯ

3. КНИГА И ТЕТРАДЬ

8.  На развитие скорости мышления, развитие словесно-логического мышления, скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности предлагается игра «Договори слова»

Психолог произносит первый слог, задача родителей закончить слово.

Примерные слоги: ПО; НА; ЗА; МИ; МУ; ДО; ЧЕ.

Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т.д.

9.  Развитию образного и пространственного мышления способствует игра «Назови три слова».

Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать? И т. д.

 Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»

В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы "Маленькие герои большой войны"

Приоритетная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель:Способствовать формированию у дошкольников патриотической...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Маленький патриот большой страны"

Цель занятия в создании условий для развития у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине!...

Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе "Маленькие волшебники"

Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе "Маленькие волшебники"...

Сценарий читательского события в подготовительной к школе группе «МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ БОЛЬШОЙ ДРУЖБЫ»

Федеральная инновационная площадкаГБДОУ детский сад № 8 Центрального района СПб      Сценарий читательского события в подготовительной к школе группе«МАЛЕНЬКИЕ СЕКР...

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»

Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы  «Год до школы»...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы "Маленькие волонтеры"

Цель: формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и ...