Консультация для родителей «Развитие речи ребенка 5-6 лет»
консультация (старшая группа) на тему
Ребёнок 5-6 лет любознателен, самостоятелен и активен в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются речевые возможности дошкольника, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_volodkina_konsultatsiya.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка 5-6 лет»
Володькина Е.В., учитель-логопед, ГБОУ «Школа № 842», г.Москва ЗелАО
Ребёнок 5-6 лет любознателен, самостоятелен и активен в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются речевые возможности дошкольника, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.
Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного.
Родители могут самостоятельно протестировать своего ребенка. Предложить ребёнку пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке. Затем проанализировать: как близко к тексту ребёнок передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.
Методы и приемы для обогащения словаря детей:
дидактические, развивающие, настольные игры;
подвижные игры с текстом;
сюжетно-ролевые игры;
драматизация сказок;
игровые упражнения;
чтение художественной литературы;
рассказывание сказок с участием детей;
заучивание стихотворений;
беседы после рассматривания картин, иллюстраций.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.
По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.
Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.
Использование дидактических игр и упражнений:
1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
3. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный).
Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
4. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.
6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
8. «Назови лишнее слово». Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый.
9. « Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
10. «Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...
11. «Подбери словечко»
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
12. «Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Список литературы для детей 5-6 лет
Читать детям нужно каждый день!
1) Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).
2) Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
Карика и Вали».
3) Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».
4) Андрей Усчев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».
5) Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
6) Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.
7) Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».
8) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».
9) Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).
10) Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.
11) Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».
12) Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».
13) Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».
14) Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».
15) Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».
16) Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».
17) Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».
18) Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».
19) Туве Янсон. Все о Муми-троллях.
20) Дмитрий Емец «Приключения домовят».
21) Сергей Михалков «Праздник непослушания».
Дорогие родители! Верьте в силы ребенка! Обучайте в игре!
Умейте выслушать ребенка!
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.
обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.).
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М.М Алексеева, Б.И. Яшина – 3-е издание, – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.
Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести /В.П.Аникин, Д.С.Лихачев, Т.Н. Михельсон. – М.: АСТ, 1989 – 510 с.
Алиева Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника./ Т.И.Алиева, Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук – М.: издательский центр "Карапуз", 2001. – 229 с.
Бахвалова, Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор/Н.И. Бахвалова// Дошкольная педагогика – 2008. – №8. – С.20-24.
Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61-68.
Баранцев А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр/А.Д. Баранцев – Калинин: Издательство «Тера Балтика» 1970. – 160 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1906 – 210 с.
Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т.С.Бурлачко, Л.В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13
Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1974 – 107 с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 1985. – 136 с.
Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49.
Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения /А.М. Викулина – Ниж.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. № – 10 – C.8-17 с.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. / Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 –120 с.
Владимирская Л.А. От осени до лета. Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях./Л.А.Владимирская//Журнал «Школьник», 2006. – №7 – С. 10-18
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/Г.Н.Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.
Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/Н.Гавриш// Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С.16-20.
Гербова В.В. Работа с сюжетными картинками/В.В. Гербова//Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1– С.12-24
Гербова В.В. Понимание, называние и использование глаголов/В.В.Гербова// Дошкольное воспитание – 1969. – № 10. С. 7-18
Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе/Т.Поштарева// Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С.24-28.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/Е.И.Тихеева – М.: Просвещение, 1981. – 216 с.
Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.
Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/Н.Гавриш// Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С.16-20.
Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования/Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2010 – 210 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] в 5-и т./В. И. Даль – М.:АСТ, 1955 – 500 с. – 4т .
Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию/ Н.А.Есаулова. – М.: Центр педагогического образования, 2007 – 105 с.
Жукова, Л.Н. Вкус к образному слову/Л.Н.Жукова// Начальная школа. – 1993. – №6. С.131-133.
Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина – Сп-б.: Детство-пресс, 2001. – 400с.
Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения [Текст] в 2-х т. /А.В. Запорожец – М., 1986. – 350с. – т. 1.
Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей /С.О. Николаева// Дошкольное воспитание. – 2009. – №4. – С.42-46.
Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу/М. Новицкая, Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9. – С.11-18.
Пидручная С. Сказки – за безопасность детей/С.Пидручная// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – С.124-127.
Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева – СП-б.: «ДЕТСТВО ПРЕС», 1997 – 300 с.
Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М.конина – М.: МосПрес, 2000. – 550 с.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева – М.: «М-Пресс», 1984 – 500 с.
Иванова, К. Веселые фразы/К.Иванова, В.Рыбаков – М.: Обруч, 2002 – 85 с.
Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Т.С.Комарова. – М.: АСТ, 2005 – 350 с.
Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. /С.Ковалева. – М.: АСТ, 2000 – 580 с.
Круглова, Ю.Г. Русское устное народное творчество/Ю.Г. Круглова, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова – М.: Высшая Школа, 2003 – 420 с.
Малетина, Н.С. Обучение дошкольников описательной речи/Н.С. Малетина// Нижегородская образовательная газета – 2000. – № 5 – С.3-5.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников – М.: Просвещение, 1987 – 240 с.
Медведев Ю. Русские народные сказки, легенды, предания/Ю.Медведев – М.: Гефест, 2001 – 250 с.
Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни/И.Н. Митькина – М.: Правда, 2001 – 200 с.
Пашина Л. Сказка – ложь, да в ней намек…/Л.Пашина.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 71-77.
Стародубова Н.А. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста/Н.А.Стародубова – М.: Академия, 2001 – 210 с.
Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников/ Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005 – 250 с.
Танникова Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников/ Е.Б. Танникова. – М.: Издательский центр «Сфера», 2008 – 105 с.
Тихеева, Е.И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей/ Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981 – 195 с.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001 – 205 с.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие, для студентов высших учебных заведений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия – 2004 –215 с.
Ушинский К.Д. Сборник сочинений [Текст] в 9-ти. т/К.Д. Ушинский – М.: Издательство «Искра», 1985 – 780 с – т.6.
Чуковский К.И. От двух до пяти [электронный рессурс]/К.И.Чуйковский// режим доступа: http://www.gumer.info.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А. Ядов. М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 567 с.
Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие /Е.М. Черняк – М.: Дашков и Ко, 2007 – 520 с.
Федоренко П.К. Большая хрестоматия любимых сказок/П.К.Федоренко. – М.: Академия, 2001 – 410 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка четвертого года жизни"
Информационный материал дл родителей был разработан после ежегодного логопедического обследования детей в начале учебного года....
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".
Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....
Консультация для родителей: "Развитие речи ребенка шестого года жизни"
К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для своб...
Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....