Картотека методических рекомендаций родителям
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_gramote.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
методических рекомендаций родителям
по формированию у детей
фонематических представлений,
навыков звукового анализа и синтеза
при подготовке к обучению грамоте.
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обучать ребенка самостоятельно. Порядок изучения букв, в представленных в картотеке заданиях изменен по сравнению с большинством букварей и азбук, так как эти задания составлены специально для детей с общим недоразвитием речи, у которых отмечаются серьезные нарушения звукопроизношения.
Для занятий с ребенком Вам потребуются: толстая тетрадь в крупную клетку, набор фломастеров, простые и цветные карандаши, набор палочек, цветные шнурки или веревочки, пластилин, цветная бумага, флажки (или круги: красного, синего и зеленого цвета) разных цветов. Если есть возможность, можно приобрести магнитную доску с комплектом фломастеров и магнитных букв. Можно заменить магнитные буквы деревянными или пластмассовыми или лепить с ребенком буквы из пластилина и пользоваться ими для составления слогов и слов. Хорошо иметь разрезную азбуку. Работа с ними помогает в освоении ребенком навыка осознанного чтения.
Некоторые рекомендации родителям
до начала занятий:
• Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел. Не старайтесь сделать все задание за один день. Для того чтобы ребенок усвоил весь материал, вам потребуется отвести на каждое задание по три-четыре дня.
• Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хвалите ребенка за успехи никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений. Например, за хорошую работу наклеивайте на тетрадь малыша яркую переводную картинку или стикер.
• Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].
• Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.
• Для каждой новой буквы отводите целый разворот в толстой тетради, на котором вы будете «печатать» новую букву, рисовать вместе с ребенком картинки, упражнять его в «печатан » буквы, «печатать» слоги и слова. Этот материал пригодится для закрепления и повторения пройденного.
• Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребенка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактик нарушений письменной речи.
• Никогда не давайте ребенку заданий на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например, если в задании приведен материал по различению звуков [С] и [СЬ], а также — [С] и [3], то одно занятие посвятите паре звуков, а на следующий день займитесь второй парой.
• Обратите внимание на то, что при изучении йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я) задания по формированию фонематических представлений ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его дошкольником.
• Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звуки в специальных играх упражнениях.
• Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звук и в специальных играх упражнениях.
Звук и буква А а
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Алик с Аллочкой дружил,
Алле астры подарил».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [А] в начале из этого двустишия (Алик, Аллочкой, Алле, астры).
3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [А] (Аня, Аля, Алена, Алина, Алиса, Арина, Антон, Алеша, Андрей).
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [А] (аист, арка, азбука, арфа, армия, арбуз, апельсин).
5. Объясните ребенку, что звук [А] можно петь. Пусть он поет этот звук на любую мелодию. Пойте звук [А] вместе с малышом. Расскажите ему о том, что все звуки, которые можно петь и которые мы произносим легко, называются гласными звуками. Помогите ребенку запомнить: [А] — гласный звук. Обозначаем красным кружочком.
6. Вырежьте три полоски цветной бумаги и сложите из них заглавную букву А. Объясните, что она обозначает звук [А].
7. Поупражняйте ребенка в выкладывании большой (заглавной) буквы А из палочек, карандашей, спичек, в рисован буквы А на бумаге и в воздухе.
8. Покажите ребенку, как выглядит маленькая (строчная) буква а. Напишите ее на листе бумаги, выложите ее из шнурка или веревочки. Пусть ребенок слепит строчную букву а из пластилина.
9. Вместе с ребенком нарисуйте предметы, названия которых начинаются со звука [А]. Подпишите картинки печатными буквами, покажите букву А а в названиях. Пусть ребенок сделает то же самое.
2. У у
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Уля сварила уху для утят,
Только утята ухи не хотят».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [У] в начале из этого двустишия (Уля, уху, утят, утята, ухи).
3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [У] (уши, улица, усики, удочка, умный, укроп).
4. Объясните ребенку, что звук [У] можно петь, это гласный звук. Когда мы его произносим, во рту нет преграды. Пусть малыш поет этот звук на любую мелодию. Обозначаем красным кружочком.
5. Вырежьте две полоски цветной бумаги и сложите из них букву У. Объясните, что она обозначает звук [У]. Обратите внимание малыша на то, что короткая палочка приставлена к длинной палочке слева, что большая и маленькая буквы очень похожи и отличаются друг от друга только размером.
6. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы У из палочек, карандашей, спичек, в рисован буквы У на бумаге и в воздухе.
7. Пусть ребенок слепит букву У из пластилина, сложит из веревочки или шнурка.
8. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [У]. Подпишите их, покажите букву У в названиях. Попросите малыша сделать то же самое.
9. Поиграйте с ребенком в новую игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [У]; сначала произнести звук [У], а потом звук [А].
10.Крупно напишите фломастером: AУ УА .Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил из
пластилина, и читает.
3. О о
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Осень ранняя настала,
Оля с осликом гуляла».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [О] в начале из этого двустишия (осень, Оля, осликом).
3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [О] (озеро, окна, облако, обруч, окунь, овощи).
4. Объясните, что звук [О] — гласный, его можно петь. Когда мы его произносим, у нас во рту нет преграды. Пусть малыш поет новый звук на любую мелодию. Обозначаем красным кружочком.
5. Возьмите веревочку или шнурок и сложите из нее букву О. Объясните, что она обозначает звук [О].
6. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы О из веревочки, в рисовании на бумаге и в воздухе.
7. Пусть ребенок слепит букву О из пластилина.
8. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых начинаются со звука [О]. Будьте внимательны и не допустите ошибок: например, слова очки, орехи, окно произносятся со звуком [А] в начале. Выбирайте те слова, где звук [О] в начале слова находится в ударной позиции. Подпишите картинки печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву О в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
9. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [У].
11. Крупно напишите фломастером:
АО ОА УО ОУ
Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из пластилиновых букв (или их кассы букв) и читает их.
Звук и буква И и
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Ира с Игорем играл
И игрушки разбросали».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [И] в начале из этого стихотворения (Ира, Игорем, играли, игрушки).
3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [И] (Инна, Ия, Илона, Иван, Илья, Игнат).
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [И] (искры, иглы, игры, ива, ирис, индюк).
5. Объясните, что звук [И] можно петь. У нас во рту нет преграды, когда мы его произносим. [О] — гласный звук. Пусть малыш поет этот звук на любую мелодию. Обозначаем красным кружочком.
6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них большую букву И. Объясните, что она обозначает звук [И].
7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы И из палочек,
карандашей, спичек, в рисовании буквы И на бумаге и в воздухе.
8. Пусть ребенок слепит букву И из пластилина.
9. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых начинаются со звука [И]. Печатным буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву И в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [И]; сначала произнести звук [И], а потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом звук [И]; сначала произнести звук [И], а потом звук [У]; сначала произнести звук [И], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [И].
11. Крупно напишите фломастером: АИ ИА УИ ИУ ИО ОИ. Поупражняйте ребенка в чтении этих слияний. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил, и читает их.
5. Ы ы
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других: «На глазах у детворы
Улетают ввысь шары».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ы] из этого стихотворения (детворы, ввысь, шары).
3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, содержащих звук [Ы] (дым, бык, мышь, рыба, коты, дубы, вагоны).
4. Предложите ребенку подумать, каким звуком является звук [Ы] и почему.
• Звук [Ы] — гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы его произносим. Обозначаем красным кружочком.
5. Объясните ребенку, что в русском языке нет слов, начинающихся со звука [Ы].
6. Вырежьте из цветной бумаг и две палочки и полукруг и сложите букву Ы. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов состоит буква Ы, как они расположены по отношению друг к другу.
7. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ы на бумаге и в воздухе.
8. Вместе с ребенком нарисуйте картинки со звуком [Ы] в названиях. Печатным и буквам подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ы в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
9. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?».
10. Крупно напишите фломастером: \
АЫ ОЫ УЫ ЫА ЫО ЫУ
Поупражняйте в чтении слогов с новой буквой.
6. П п
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Поля Павлику Петрушку
Положила под подушку».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [П] в начале из этого стихотворения (Поля, Павлику, Петрушку, положила, под, подушку).
3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [П] (Паша, Прохор, Полина, Прокоп).
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [П] (палка, полка, пушка, пальма, попугай).
5. Объясните, что звук [П] — согласный. Когда мы его произносим, во рту есть преграда. Его нельзя петь. Он произносится отрывисто.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [П] и [П'], рассказать, какие они.
• Звук [П] — согласный твердый глухой. Обозначаем синим кружочком.
Звук [П'] — согласный мягкий глухой. Обозначаем зеленым кружочком.
6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [П] и [П']. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни», «Сигнальщики».
Ряды звуков для них: п, пь, пь, п, п, п, пь и т. д.
Слогов: па, пи, по, пу, ве, пя, пю, по, ап, оп, апь, ипь, уп и т. д.
Слов: папа, пила, пупок, пень и т. д.
7. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву П. Объясните, что она обозначает звук [П].
8. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы П из палочек, карандашей, спичек, в рисован буквы П на бумаге и в воздухе.
9. Пусть ребенок слепит букву П из пластилина.
10. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, названия которых начинаются со звука [П]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву П в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
11. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [П]; сначала произнести звук [И], а потом звук [П]; сначала произнести звук [П], а потом звук [У]; сначала произнести звук [П], а потом звук [О]; произнести [ПА] еще раз [ПА].
12. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов па, ап, пи, комментируя свои действия. Например:
• В слоге ПА всего два звука; первый звук [П] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком. Читаем, что получилось.
13. Игра «Определи место звука в слове» (начало, конец, середина слова) на схеме (полоска бумаги, разделенная на три квадрата): подснежник, суп, лопух и др.
14. Крупно напишите фломастером: АП УП ОП ИП ЫП ПА ПО ПУ ПИ ПЫ
ПАПА
ТУТ ПАПА.
Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв читает их.
7. Н н
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Нос в веснушках у Наташки,
Наша Ната — первоклашка».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Н] в начале (нос,
Наташки, наша, Ната).
3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [Н] (Надя, Нонна, Наум).
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Н] (нож, нос, ножницы, носки, нарцисс, наперсток).
5. Объясните ребенку, что звук [Н] — согласный. Его нельзя петь, но можно тянуть. Когда мы его произносим, во рту есть преграда.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [Н] и [Н'], рассказать, какие они.
• Звук [Н] — согласный твердый звонкий. Обозначаем синим кружочком.
Звук [Н'] — согласный мягкий звонкий. Обозначаем зеленым кружочком.
6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Н] и [Н']. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни», «Сигнальщики».
Ряды звуков для них: н, нь, нь, н, н, н, нь и т. д.
Слогов: на, ни, но, ну, не, ня, ню, но, ан, он, ань, инь, ун и т. д.
Слов: ната, ноль, нина, нитка, нота, небо и т. д.
7. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву Н. Объясните, что она обозначает звук [Н].
8. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы Н из палочек, карандашей, спичек, в рисован буквы Н на бумаге и в воздухе.
9. Пусть ребенок слепит букву Н из пластилина.
10. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, названия которых начинаются со звука [Н]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Н в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
11. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?». Предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [Н]; сначала произнести звук [У], а потом звук [Н]; сначала произнести звук [Н], а потом звук [И]; сначала произнести звук [Н], а потом звук [О]; произнести [НА], а потом [ТА].
12. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов на, ан, ни, он, комментируя свои действия. Например:
• В слоге НА всего два звука; первый звук [Н] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком. Читаем, что получилось.
13. Игра «Определи место звука в слове» (начало, конец, середина слова) на схеме (полоска бумаги, разделенная на три квадрата): нос, сон, санки и др.
14. Крупно напишите фломастером: АН ОН УН ИН ЫН НА НО НУ НЫ НИ
НОТА НАТА НИНА ОНА ОНИ
ТУТ НАТА И НИНА.
Поупражняйте ребенка в чтении.
Пусть выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв, читает их.
8. М м
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Мама с Машенькой гулял
И малину собирали».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [М] в начале из этого стихотворения (мама, Машенькой, малину).
3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [М] (Марина, Мальвина, Марфа, Матвей).
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [М] (мышка, муха, машина, морковка, мандарин).
5. Предложите ребенку подумать: гласный или согласный звук [М]; можно ли его петь или можно только тянуть; есть ли у нас во рту преграда, когда мы его произносим.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [М] и [М'], рассказать, какие они.
• Звук [М] — согласный твердый звонкий. Обозначаем синим кружочком.
Звук [М'] — согласный мягкий звонкий. Обозначаем зеленым кружочком.
6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [М] и [М']. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни», «Сигнальщики».
Ряды звуков для них: м, мь, мь, м, м, м, мь и т. д.
Слогов: ма, ми, мо, му, ме, мя, мю, мо, ам, ом, амь, имь, ум и т. д.
Слов: мама, мила, молоко, мул, мина, мель и т. д.
7. Вырежьте полоски цветной бумаги разной длины и сложите из них букву М. Объясните, что она обозначает звук [М].
8. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы М из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы М на бумаге и в воздухе.
9. Пусть ребенок слепит букву М из пластилина.
10. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [М]. Подпишите их печатными буквами. Предложите ребенку подчеркнуть все буквы М в названиях, а потом показать другие знакомые буквы.
11. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [М]; сначала произнести звук [О], а потом звук [М]; сначала произнести звук [М], а потом звук [У]; сначала произнести звук [М], а потом звук [И]; произнести [МА], а потом еще раз [МА].
12. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов ма, ам, ми, мак, комментируя свои действия. Например:
• В слоге МА всего два звука; первый звук [М] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком. Читаем, что получилось.
13. Игра «Определи место звука в слове» (начало, конец, середина слова) на схеме (полоска бумаги, разделенная на три квадрата): мак, сом, сумка и др.
14. Крупно напишите фломастером: АМ УМ ОМ ИМ ЫМ МА МО МУ МЫ МИ
МАМА ТОМА ТИМА ПУМА
ТУТ МАМА. ТАМ ПУМА. ТАМ ТОМА И ТИМА.
Поупражняйте ребенка в чтении.
Пусть он выкладывает и читает эти слоги и слова из пластилиновых букв.
9. К к
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других: «Катя котенка катала в коляске,
Как погремушки, висели колбаски».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [К] в начале (Катя, котенка, катала, коляске, как, колбаски).
3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [К] (Коля, Костя, Карина).
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [К] (кукла, клоун, конфета, карандаш, клубок, клубника, картошка).
5. Предложите ребенку объяснить, гласным или согласным звуком является звук [К], как это можно доказать.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [К] и [К'], рассказать, какие они.
• Звук [К] — согласный твердый глухой. Обозначаем синим кружочком.
Звук [К'] — согласный мягкий глухой. Обозначаем зеленым кружочком.
6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [К] и [К']. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни», «Сигнальщики».
Ряды звуков для них: к, кь, кь, к, к, к, кь и т. д.
Слогов: ка, ки, ко, ку, ке, кя, кю, ко, ак, ок, акь, икь, ук и т. д.
Слов: катя, кисть, кенгуру, кот, кукла, кок, кино и т. д.
7. Вырежьте полоски цветной бумаги разной длины и сложите из них букву К. Объясните, что она обозначает звук [К].
8. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы К из палочек, карандашей, спичек, в рисован буквы К на бумаге и в воздухе.
9. Пусть ребенок слепит букву К из пластилина.
10. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [К]. Подпишите их печатными буквами. Предложите ребенку подчеркнуть все буквы К в названиях, а потом показать другие знакомые буквы.
11.Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [К]; сначала произнести звук [И], а потом звук [К]; сначала произнести звук [К], а потом звук [У]; сначала произнести звук [ К], а потом звук [А]; произнести [МУ], а потом [КА].
12. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов ко, ки, кот, комментируя свои действия. Например:
• В слоге КО всего два звука; первый звук [К] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком. Читаем, что получилось.
13. Игра «Определи место звука в слове» (начало, конец, середина слова) на схеме (полоска бумаги, разделенная на три квадрата): кот, сук, лодка и др.
14. Крупно напишите фломастером: АК УК ОК ИК ЫК КА КО КУ КИ КЫ
КОТ КОК КИТ КОМ ТОК МАК МАКИ МУКА КАТИ АКИМ
КАТИ КОМ.
АКИМ, КАТИ КОМ.
Поупражняйте ребенка в чтении.
Пусть он выкладывает слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.
10. В в
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других: «В ванне Вовочку купают
И водою поливают».
2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [В] из этого стихотворения и определить место этого звука в словах (начало слова: ванне, Вовочку, водою; середина слова: поливают, Вовочку).
3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звуков [В] и [В'] (Ваня, Вадик, Валера, Владик, Вера, Вика, Витя).
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [В] и [В'] (вата, вода, волосы, волк, ванна, ветка, вишня, ведро).
5. Предложите ребенку дать характеристику звуков [В] и [В'], рассказать, какие они.
• Звук [В] — согласный твердый звонкий. Обозначаем синим кружочком.
Звук [В'] — согласный мягкий звонкий. Обозначаем зеленым кружочком.
6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [В] и [В']. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни», «Сигнальщики».
Ряды звуков для них: в, вь, вь, в, в, в, вь и т. д.
Слогов: ва, ви, во, ву, ве, вя, вю, во, ав, ов, авь, ивь, ув и т. д.
Слов: вишня, вилка, волосы, слива, кивать, ворковать, висеть, привет, рисовать, свистет.
7. Вырежьте одну полоску и полукруги из цветной бумаги и сложите из них большую букву В.
8. Поупражняйте ребенка в рисовании новой буквы на бумаге и в воздухе.
9. Подготовьте ребенка к чтению, предложите поиграть в игру «Что получится?»
10. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов во, ви, вата, комментируя свои действия. Например:
• В слоге ВО всего два звука; первый звук [В] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком. Читаем, что получилось.
11. Игра «Определи место звука в слове» (начало, конец, середина слова) на схеме (полоска бумаги, разделенная на три квадрата): ваза, улов, сова и др.
12. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, содержащие в названиях новые звуки. Печатными буквами подпишите их. Пусть ребенок покажет подчеркнет букву В словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги слова, которые сможет.
13. Крупно напишите фломастером: ВА ВО ВУ ВИ ВЫ
ВАННА ВОВА ВИКА
Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой. Пусть выкладывает и читает слоги и слова с этой буквой на магнитной доске.
11. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Предложите ребенку вспомнить, какие гласные звуки ему знакомы, по каким признакам можно определить, что звук гласный.
Мы знаем гласные звуки: [А], [У], [О], [И], [Ы]. Будем обозначать их красным кружком.
2. Пусть ребенок вспомнит по несколько слов, которые начинаются с пройденных гласных звуков. Проведите это упражнение в виде
соревнования «Кто больше?»: за каждое подобранное слово играющие
получают по фишке, фантику или наклейке.
3. Предложите ребенку вспомнить, какие согласные звуки ему знакомы, по каким признакам можно определить, что звук согласный.
4. Потренируйте ребенка в подборе слов, которые начинаются с пройденных согласных звуков. Проведите это упражнение в виде игры с мячом «Ты — мне, я — тебе». Перебрасывая друг другу мяч, вы
подбираете слова на заданный звук. Побеждает тот, кто подберет слово последним.
5. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Многие согласные буквы в русском языке обозначают сразу два звука. Так, буква Т обозначает твердый звук [Т] и мягкий звук [Т'], буква К обозначает твердый звук [К] и мягкий звук [К']. Пусть ребенок подумает, какие звук обозначают буквы П, М, Н, К.
Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мы знаем твердые согласные звуки: [К], [П], [Н], [М], [В]. Будем обозначать их синим кружком. Мы знаем мягкие согласные звуки: [В’], [П’], [Н'], [М'], [К']. Будем обозначать их зеленым кружком
6. Потренируйте ребенка в различении твердых и мягких согласных звуков. Например, услышав твердый звук [К], ребенок будет поднимать руки; услышав мягкий звук [К'], он будет ставить руки на пояс. Вы произносите ряд звуков, слогов и слов. Ребенок внимательно слушает и выполняет упражнение. Таким образом, можно поупражняться и в различении других пар звуков.
7. Проведите игру «Что получится?» с использованием всех пройденных звуков. Предложите ребенку не только отвечать на ваши вопросы, но и самому давать вам задания.
8. Упражняйте ребенка в составлении и чтении слогов и слов с пройденными буквами. Уделяйте особое внимание осознанному чтению. Можно проводить эту работу в форме игры. Нарисуйте вместе с малышом картинки к словам, которые он будет читать. Пусть он соединяет каждое прочитанное слово с соответствующей картинкой.
9. Объясните ребенку, чем звуки отличаются от букв: звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем. Мы произносим гласные и согласные звуки.
10. Крупно напишите печатными буквами в тетради слоги и отработайте их чтение с ребенком:
ав ап ан ам ак ув уп ун ум ук ов оп он ом ок ив ип ин им ик
Этим слогам соответствует схема
та па на ма ка ба да ту пу ну му ку бу ду то по но мо ко бо до
Этим слогам соответствует схема
ти пи ни ми ки би ди
Этим слогам соответствует схема
Следите за тем, чтобы ребенок читал слоги слитно, а не по буквам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте....
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников с ОНР грамматического строя речи
Карточки для родителей по формированию у дошкольников с ОНР грамматического строя по заданию учителя-логопеда...
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте/
Картотека содержит методические рекомендации учителя - дефектолга для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детск...
Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников 4-5 лет с ОНР.
Темы: " Осень", " Огород. Овощи", " Сад. Фрукты", " Лес. Грибы и лесные ягоды", " Игрушки", " Одежда", " Обувь"....
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекоменд...
КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обуч...
КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте #Cидим дома# Дистанционное обучение
Картотека по обучению грамоте, для самостоятельной работы родителей с детьми в период карантина....