Консультация для родителей “Развитие мелкой моторики”
консультация (младшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика.
- Лепка.
- Упражнения с бумагой
- Сортировка мелких предметов
- Игры-шнуровки
- Массаж Су-Джок шарами.
- Ручной массаж кистей и пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 371.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
“Развитие мелкой моторики”
Развитие мелкой моторики — естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Ребенок осваивает простые хватательные жесты, затем учится перекладывать предметы из рук в руку, постепенно осваивает «пинцетный захват». К двум годам ребенок уже способен самостоятельно и правильно пользоваться ложкой, держать карандаш, проявляет интерес к рисованию.
Начиная с самого раннего возраста, важно помогать естественному развитию мелкой моторики. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, делая тем самым примитивную пальчиковую гимнастику, которая положительно воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга и влечет активацию речевого развития. В младшем дошкольном возрасте пальчиковую гимнастику можно сопровождать стихотворными текстами, которые в свою очередь помогают поддерживать интерес ребенка к выполнению упражнений, стимулируют развитие памяти и воображения. Взрослый должен терпеливо поощрять стремление ребенка освоить простые навыки самообслуживания: застегивать пуговицы перед выходом на прогулку, завязывать шнурки, ведь это является развитием мелкой моторики в бытовых моментах.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
Пальчиковая гимнастика.
Начинать работу по развитию мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики с проговариванием стишков и потешек.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот пальчик крепко спит
И тебе он спать велит.
Ритм и рифма в пальчиковых играх вызывают интерес ребенка, легко запоминаются, надолго оставаясь в памяти. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Апельсин
Мы делили апельсин
Много нас — а он — один (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Эта долька — для ежа (правой рукой поочередно разжимаем
Эта долька — для чижа пальчики на левой руке)
Эта долька — для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)
Лепка.
Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
Упражнения с бумагой
Мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
Рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.
Делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)
Сортировка мелких предметов
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.
Игры-шнуровки
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Массаж Су-Джок шарами.
В настоящее время все большее внимание привлекают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су- джок терапия — одна из них, («Су»-по-корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су — Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.
С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Ручной массаж кистей и пальцев рук.
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Если небрежно, расслабленно выполнять упражнения, то никакого эффекта не будет. Нужно уделять особое внимание тренировке движений, которые мы не делаем в повседневной жизни. Именно такая тренировка детских пальчиков дает видимый и быстрый эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей - "Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией в психофизическом развитии"
laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека». И. Кант...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"
Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....