Консультация для родителей " Положительное влияние театрализованных игр на эмоциональную отзывчивость дошкольника"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Положительное влияние театрализованных игр на эмоциональную отзывчивость дошкольника
Воспитание театром имеет способность оказывать сильное воздействие на эстетические взгляды и суждения детей, играть существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждать и активизировать творческое воображение, творческие силы, стремление к эстетическому самовыражению.
Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров и профессиональной игры. В игре бывает достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.
«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром.
Театрализованные игры классифицируются по способам изображения сюжета, т.е. по средствам эмоциональной выразительности .К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). В этих играх ребенок создает сцены, играет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного; преобладающими средствами выражения являются интонация и мимика, а пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Под понятием «режиссерские игры» подразумеваем самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами), которыми ребенок манипулирует как режиссер: сам создает сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой, сам придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которого характерны типичные проявления, а для человека - еще и вид деятельности. При этом на формирование умения перевоплощаться, создавать игровой образ, прежде всего, влияют игры-драматизации.
Театрализованные игры также рассматриваются и в практическом аспекте: анализируются определенные виды игры в связи с конкретным литературным произведением, особенности организации этой игры, ее планирование, подготовка атрибутов и конспектов занятий.
Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на воспитание детей. Изобразительная деятельность является одним из компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно-игровая среда, Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, близка, значительна на сцене и в игре, так как создает настроение и отражает объекты моделируемой реальности.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей . Обращается внимание на способы формирования игровых действий, возможностей и средств развития различных психических образований и инструментов познания в рамках театрализованных игр, предполагающие использование обобщенного способа действия с предметами.
Игра позволяет ребенку глубже проникнуть в смысл человеческой деятельности.
В сюжетно-ролевой игре, в играх-драматизациях, в играх с правилами создаются благоприятные условия для рассмотрения окружающего мира с разных точек зрения: принимая игровой образ, ребенок «упражняется» в умении видеть действительность другими глазами, хотя больше всего он сосредоточен на своей роли.
Режиссерские игры по заранее определенным сюжетам подготавливают ребенка к играм-драматизациям и помогают ему позднее осмысленно участвовать в детских театральных спектаклях.
В процессе занятий театральной деятельностью для развития познавательных процессов, таких, как восприятие, представление, воображение, мышление, речь.
Театрализованная игра требует выполнения условных действий в реальности, заданной литературным произведением или заранее оговоренных сюжетом, поэтому она имеет репродуктивный характер.
Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми .
Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается.
Театральное воспитание и образование предусматривают участие ребенка не только как исполнителя-актера, но и как зрителя. Выступление в качестве зрителя способствует закреплению таких личностных свойств, как умение сопереживать, давать оценку, формирует чувство собственного достоинства.
Основное отличие театрализованных игр от сюжетно-ролевых и других заключается в том, что здесь отсутствует та свобода выбора действий и игрового пространства, которая присуще только свободной детской игре. Специфика театрализованных игр состоит в работе над сюжетом и ролями, это дисциплинирует детей, так как они обязаны подчиняться определенным правилам, определенной воле, определенному плану. Это помогает детям приобрести и обогатить свой нравственный опыт, воспитать эмоциональную отзывчивость. Такой вид игр приносит не только удовольствие, но и пользу, связанную с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями, навыками. Отмечается направленность на достижение определенных результатов, требующая развития инициативы, оценивания своей позиции и позиции партнера, направленная на приобретение специальных знаний и умений. Сила драматического искусства определяет глубокое воздействие на сознание и чувства человека, так как театр - одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.
Положительно зарекомендовавшие себя в игре эмоционально-нравственные проявления «переносятся» детьми в реальные отношения, формируя глубинные основы будущей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".
Музыка является самым психологическим воздействием на человека. И поэтому необходимо обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети....
«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» Консультация для воспитателей
Эмоциональная отзывчивость на музыку способствует развитию отзывчивости и в жизни, воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, способствует общему инте...
Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников"
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников....
Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника"
консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников»
Музыкально- театрализованная деятельность является уникальным средством эмоционального развития детей. Она развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, соверш...
Консультация для родителей: "Значение музыкально - театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников"
Консультация для ролдителей:"Значение музыкально -театрализованной деятельности в жизни дошкольников"...
Консультация для родителей «Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников»
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.....