Консультация для родителей: "Практическое использование в работе блоков на развитие логики, кубиков для всех"
консультация (старшая группа) на тему

Ульянова Татьяна Владимировна

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития творческих способностей
  • Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практическое использование в работе блоков на развитие логики, кубиков для всех»

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития творческих способностей
  • Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами:

  • формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),
  • цветом (красные, жёлтые, синие),
  • размером (большие и маленькие),
  • толщиной (толстые и тонкие).

В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Детей дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».  В играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).  Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребёнку.  Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.  Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности.  В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

Примерные игры с блоками Дьенеша.

Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).

- красные

- большие

- круглые

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).

- красные

- большие

- круглые

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.

Игры и упражнения с блоками.

  1. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
  2. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
  3. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
  4. Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
  5. Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
  6. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).
  7. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например, большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
  8. С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например, 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
  9. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
  10. Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.
  11. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру, все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
  12. Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.
  13. Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – внутри синего круга.

Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а также разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:

  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
  • Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
  • Страна блоков и палочек (4-7 лет) 
  • Лепим нелепицы (от 4 лет)
  • Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
  • Праздник в стране блоков (5-8 лет)
  • Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).

   C:\Users\1\Desktop\denesh_.jpg                D:\детский сад\кувшинка\старшая группа\дети\20170928_102258.jpg

Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Игру по "Кубикам для всех" начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу при игре в "Кубики для всех" тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть в "Кубики для всех" представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный.

Схемы

Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых.

Не стоит прямо указывать на ошибки. Попробуйте подсказать наводящими вопросами: "А ты уверен, что в первом ряду именно три кубика? Давай сравним с узором". Пускай малыш сам возьмет ряд кубиков и положит сверху на схему узора. Ошибка сразу же будет видна. Для этого на первых порах стоит распечатывать узоры в натуральную величину.

Стоит поощрять самостоятельную игру. Во время самостоятельной игры ребенок учится принимать решения. Каждый новый шаг вперед будет заметен как взрослому, так и ребенку.

Для разнообразия иногда можно устраивать соревнования между детьми. Раздайте всем одинаковые карточки со схемами и засекайте время, за которое каждый ребенок сможет сложить узор.

Со временем игру можно усложнить: если на схеме сложен красно-белый узор, предложите ему собрать точно такой же, но желто-синий. По аналогии можно пересобрать все узоры, а затем переходите к следующему этапу.

Рисование узоров – этот этап намного сложней предыдущего, поэтому заданий для этого этапа должно быть в 2-3 раза меньше, но их можно чередовать с заданиями с предыдущего этапа. Теперь кроме кубиков Никитина потребуются еще тетради, цветные карандаши и линейка.

Требуется нарисовать ранее сложенный узор. Поначалу ребенку будет очень трудно рисовать прямые линии от руки и по линейке. Тут помогут тетради в клетку. У малыша может не получиться рисование с первого раза. Вы должны чувствовать, готов ли ваш малыш к такой работе. Начать лучше с маленьких одноцветных узоров.

Прежде чем дать малышу задание на срисовку узора, выполните ряд подготовительных заданий:

  1. Поставьте несколько точек по центру клеток
  2. Поставьте несколько точек на пересечении прямых линий
  3. Проведите несколько прямых горизонтальных и вертикальных линий заданной длины по линейке
  4. Нарисуйте несколько кружочков и квадратиков
  5. Разделите квадрат размером 4x4 по диагонали и раскрасьте их разными цветами

Разделите квадрат размером 4x4 на 4 равных квадрата и раскрасьте их разными цветами

Придумываем узоры сами – третий этап - это творческая работа. После того, как ребенок овладеет узорами серии В, можно начинать сочинять схемы самостоятельно. Складывать новые узоры нетрудно, главное, чтобы изображение было похоже на какой-нибудь предмет. Дети очень гордятся своими придуманными схемами. Когда будет придумано несколько узоров, можно сложить их в отдельную серию.

     Игра Никитина Кубики для всех                                  Кубики для всех: от простого к сложному

Кубики Никитина «Кубики для всех» - отличная развивающая игрушка, которая даст вашим детям длительную интеллектуальную нагрузку. Для этих кубиков уже придумано множество заданий, но вы и сами можете их дополнить.

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку.

Радуйте себя и ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук"

Улучшить знания родителей в области мелкой моторики и здоровья сбережения детей...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...

Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....