Консультация для родителей: "Практическое использование в работе блоков на развитие логики, кубиков для всех"
консультация (старшая группа) на тему
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
- Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
- Развития творческих способностей
- Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Практическое использование в работе блоков на развитие логики, кубиков для всех»
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
- Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
- Развития творческих способностей
- Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами:
- формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),
- цветом (красные, жёлтые, синие),
- размером (большие и маленькие),
- толщиной (толстые и тонкие).
В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Детей дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребёнку. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
Примерные игры с блоками Дьенеша.
Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.
«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).
- красные
- большие
- круглые
«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).
- красные
- большие
- круглые
«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).
«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.
Игры и упражнения с блоками.
- Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
- Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
- Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
- Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
- На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).
- Каждому блоку нужно найти пару или группу, например, большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
- С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например, 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
- Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.
- Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру, все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
- Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.
- Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – внутри синего круга.
Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а также разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
- Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
- Страна блоков и палочек (4-7 лет)
- Лепим нелепицы (от 4 лет)
- Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
- Праздник в стране блоков (5-8 лет)
- Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).
Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Игру по "Кубикам для всех" начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу при игре в "Кубики для всех" тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть в "Кубики для всех" представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых.
Не стоит прямо указывать на ошибки. Попробуйте подсказать наводящими вопросами: "А ты уверен, что в первом ряду именно три кубика? Давай сравним с узором". Пускай малыш сам возьмет ряд кубиков и положит сверху на схему узора. Ошибка сразу же будет видна. Для этого на первых порах стоит распечатывать узоры в натуральную величину.
Стоит поощрять самостоятельную игру. Во время самостоятельной игры ребенок учится принимать решения. Каждый новый шаг вперед будет заметен как взрослому, так и ребенку.
Для разнообразия иногда можно устраивать соревнования между детьми. Раздайте всем одинаковые карточки со схемами и засекайте время, за которое каждый ребенок сможет сложить узор.
Со временем игру можно усложнить: если на схеме сложен красно-белый узор, предложите ему собрать точно такой же, но желто-синий. По аналогии можно пересобрать все узоры, а затем переходите к следующему этапу.
Рисование узоров – этот этап намного сложней предыдущего, поэтому заданий для этого этапа должно быть в 2-3 раза меньше, но их можно чередовать с заданиями с предыдущего этапа. Теперь кроме кубиков Никитина потребуются еще тетради, цветные карандаши и линейка.
Требуется нарисовать ранее сложенный узор. Поначалу ребенку будет очень трудно рисовать прямые линии от руки и по линейке. Тут помогут тетради в клетку. У малыша может не получиться рисование с первого раза. Вы должны чувствовать, готов ли ваш малыш к такой работе. Начать лучше с маленьких одноцветных узоров.
Прежде чем дать малышу задание на срисовку узора, выполните ряд подготовительных заданий:
- Поставьте несколько точек по центру клеток
- Поставьте несколько точек на пересечении прямых линий
- Проведите несколько прямых горизонтальных и вертикальных линий заданной длины по линейке
- Нарисуйте несколько кружочков и квадратиков
- Разделите квадрат размером 4x4 по диагонали и раскрасьте их разными цветами
Разделите квадрат размером 4x4 на 4 равных квадрата и раскрасьте их разными цветами
Придумываем узоры сами – третий этап - это творческая работа. После того, как ребенок овладеет узорами серии В, можно начинать сочинять схемы самостоятельно. Складывать новые узоры нетрудно, главное, чтобы изображение было похоже на какой-нибудь предмет. Дети очень гордятся своими придуманными схемами. Когда будет придумано несколько узоров, можно сложить их в отдельную серию.
Кубики Никитина «Кубики для всех» - отличная развивающая игрушка, которая даст вашим детям длительную интеллектуальную нагрузку. Для этих кубиков уже придумано множество заданий, но вы и сами можете их дополнить.
Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку.
Радуйте себя и ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Материал будет полезен для воспитателей старших групп...
Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук"
Улучшить знания родителей в области мелкой моторики и здоровья сбережения детей...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...
Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"
quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....