Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать».
консультация на тему

Маркина Ольга Ивановна

1.    Наказывать или прощать?

 

           Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.

 

              Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что родители обязаны:

 

- заниматься воспитанием своих детей;

-заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии;

-обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью;

- воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

 

                Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

 

                Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним.               Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

 

                 Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

                  

                Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

 

              Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

             Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

 

            Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

 

2.   Что эффективнее – похвала или наказание?

            Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием.            Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит.

              Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений.

               Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

 

3. Памятка «Искусство наказывать и прощать».

1.  Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.

2.  Подбадривайте, а не подмечайте неудачи.

3.  Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуации невозможно.

4.  Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

5.  Ограничьте круг запретов, и не создавайте сами опасных ситуаций.

6.  Будьте последовательны. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня.

7.  Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

8.  Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

9.  Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

10. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

11. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

12. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

— Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

— Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

— Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

— Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

— Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

4.    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

—  Всегда демонстрируйте ребенку спокойствие, пример добрых отношений.

— Не вводите в жизнь ребенка ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намеков на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.

—  Оберегайте ребенка от грубых слов, поощряйте в словах ласковых и нежных.

— Любите ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.

—  Не унижайте ребенка, не делайте за ребенка: помогите ему сделать самому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_isskustvo_nakazyvat.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Искусство наказывать и прощать».

  1. Наказывать или прощать?

           Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.

              Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что родители обязаны:

- заниматься воспитанием своих детей;

-заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии;

-обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью;

- воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

                Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

                Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним.               Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

                 Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

                   

                Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

              Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

             Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

            Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

  1. Что эффективнее – похвала или наказание?

            Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием.            Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит.

              Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений.

               Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

3. Памятка «Искусство наказывать и прощать».

1.  Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.

2.  Подбадривайте, а не подмечайте неудачи.

3.  Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуации невозможно.

4.  Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

5.  Ограничьте круг запретов, и не создавайте сами опасных ситуаций.

6.  Будьте последовательны. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня.

7.  Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

8.  Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

9.  Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

10. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

11. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

12. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

— Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

— Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

— Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

— Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

— Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

  1. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

—  Всегда демонстрируйте ребенку спокойствие, пример добрых отношений.

— Не вводите в жизнь ребенка ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намеков на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.

—  Оберегайте ребенка от грубых слов, поощряйте в словах ласковых и нежных.

— Любите ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.

—  Не унижайте ребенка, не делайте за ребенка: помогите ему сделать самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Искусство наказывать и прощать"

Памятка содержит несколько советов для родителей по воспитанию детей....

Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать»

Советы родителям, воспитывающим своего ребенка....

Работа с родителями Памятка для родителей Искусство наказывать и прощать

Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте детей, вселяйте надежду....

Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать»

Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать»...

Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать»

Работа содержит полезные советы родителям по воспитанию детей....

Памятка для родителей "Искусство наказывать и прощать"

Рекомендации для родителей о воспитании детей....