"УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ: ПОДБОРКА КОРОТКИХ РАССКАЗОВ".
консультация (подготовительная группа) на тему

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.
Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

ДОБРАЯ УТКА
В. Сутеев

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!
  1. Ответить на вопросы:
    Кто пошёл гулять? 
    Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами? 
    Что умеет делать утка с утятами? 
    Чего не умеет делать курица с цыплятами? 
    Что придумали птицы? 
    Почему про утку сказали «добрая»? 
    Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?
    2. Пересказать.

ГОРКА 
Н.Носов

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
  1. Ответить на вопросы:
    Что делали ребята? 
    Где был в это время Котька? 
    Что случилось, когда ребята ушли? 
    Почему Котька не смог подняться на горку? 
    Что тогда он сделал? 
    Что же случилось, когда прибежали ребята? 
    Как поправили горку?
    2. Пересказать.

ОСЕНЬ.

Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.
  1. Ответить на вопросы:
    Какое сейчас время года? 
    Что описывается в рассказе? 
    Какое осенью небо? 
    Чем оно затянуто? 
    Что сказано про солнце? 
    А ветры какие дуют? 
    Как автор говорит про деревья? 
    Что стало осенью с травой? 
    И ещё что отличает осень?
    2. Пересказать.

КУРОЧКА.
Е.Чарушин.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает. 
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
  1. Ответить на вопросы:
    Где курочка с цыплятами ходила?
    Что случилось? 
    Что сделала курочка? 
    Как цыплята прятались под крылышки курицы? 
    А кто не спрятался? 
    Что они стали делать? 
    2. Пересказать.

ЛАСТОЧКА

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. 
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. 
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь. 
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево. 
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его. 
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками. 
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. 
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. 
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
  1. Ответить на вопросы:
    Какое несчастье случилось с птенчиком? 
    Когда случилось несчастье? 
    Почему оно случилось? 
    Кто спас птенчика? 
    Что задумал рыжий кот? 
    Как ласточка-мама защитила своего птенчика? 
    Как она заботилась о своём птенчике? 
    Чем закончилась эта история?
    2. Пересказать.

БАБОЧКИ

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку 
Тесно было бабочкам, зато весело.
  1. Ответить на вопросы:
    О ком рассказ? 
    О чём говорится сначала? 
    Какие были бабочки? 
    Куда опустились бабочки? 
    Какая была ромашка? 
    Сколько бабочек ещё прилетело? 
    Какие они были? 
    О чём говорится в конце? 
    2. Пересказать.

ВНУКИ ПОМОГЛИ

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась. 
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей. 
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу. 
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.
  1. Ответить на вопросы:
    О ком говорится в рассказе? 
    Почему расстроилась бабушка Нюра? 
    Как звали козу? 
    Что решили сделать внуки? Почему? 
    Как нашлась коза? 
    Чем закончилась эта история?
    2. Пересказать.

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ
В. Сухомлинский.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. 
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. 
Соловей перестал петь. 
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. 
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. 
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. 
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
  1. Ответить на вопросы:
    Кто пошёл в лес? 
    Для чего Оля и Лида пошли в лес? 
    Что услышали девочки в лесу? 
    Как Оля поступила с мусором? А Лида? 
    Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
    Чей поступок вам больше нравится? Почему?
    2. Пересказать.

ДРУЖБА

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли. 
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели. 
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая. 
Но летом они снова узнают друг друга.
  1. Ответить на вопросы:
    Когда подружились белка и зайка? 
    Какими они были летом? 
    Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой? 
    Где прячутся белка и заяц зимой от морозов? 
    Почему летом они снова узнают друг друга?
    2. Пересказать.

БАСНЯ "ДВА ТОВАРИЩА". 
Л.Н.Толстой.

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. 
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. 
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. 
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся. 
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил? 
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
  1. Ответить на вопросы:
    Почему басня названа « Два товарища»? 
    Где были мальчики? 
    Что с ними случилось? 
    Как поступили мальчики? 
    Как вы понимаете выражение «упал наземь»? 
    Как отреагировал медведь? 
    Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый? 
    Чему учит эта басня?
    Как бы вы поступили в данной ситуации? 
    Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?
    2. Пересказать.

МУРКА

У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки. 
У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло. 
Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.
  1. Ответить на вопросы:
    Почему рассказ назван «Мурка»? 
    Что вы узнали о Мурке? 
    Расскажите про котят. 
    О чём говорит концовка?
    2. Пересказать.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ
Н.Сладков.

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. 
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача. 
Так медведь сам себя напугал.
  1. Ответить на вопросы:
    Куда вошел медведь?
    Что хрустнуло у него под лапой?
    Что сделала белка?
    На кого упала шишка?
    Что сделал заяц?
    Кого увидела сорока? Что она сделала?
    Что решили лоси? Что они сделала?
    Как повел себя медведь?
    Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?
    Чем заканчивается рассказ?
    Кто же напугал медведя?
    2. Пересказать.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ 
Л.Н.Толстой.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
  1. Ответить на вопросы:
    Что произошло один раз?
    Где это случилось, в каком городе? 
    С кем приехали к дому пожарные? 
    Что делают на пожаре собаки? Как они называются?
    Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
    Что делала женщина, о чём говорила? 
    Как Боб нёс девочку? 
    Что сделала мать девочки? 
    Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? 
    Куда рвался Боб? 
    Что подумали пожарные? 
    Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? 
    2. Пересказать.

КОСТОЧКА
Л.Н.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
  1. Ответить на вопросы:
    Как звали главного героя?
    Что купила мама детям?
    Почему Ваня съел сливу?
    Когда мама обнаружила пропажу?
    Что спросил отец у детей?
    Почему он сказал, что можно умереть?
    Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?
    Почему мальчик заплакал?
    Правильно ли Ваня поступил?
    Жалко ли вам мальчика или нет?
    Как бы вы поступили на его месте?
    2. Пересказать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста ...

«Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов»

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В перв...

Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста ...

«Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов»

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В ...

«Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов»

Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты....

Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов

Умение детей пересказывать текст показывает насколько ребёнок умеет понимать и анализировать услышанный текст....

Учим детей пересказывать короткие рассказы.

      Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст...