Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
консультация на тему
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Нарушение же фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудно различимые звуки. Многие предлоги или безударные окончания слов остаются «не уловимыми». И если, не обратить внимание на развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и чтением. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.
Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева). От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.
Когда начинать развивать фонематический слух? Чем раньше, тем лучше. Но не позже 4 лет. Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение звуков дошкольником до 4 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое развитие речи.
Как определить, нарушен или нет фонематический слух у ребенка?
Для этого необходимо выполнить ряд заданий:
1. Ребенок повторяет слоги парами (звуки правильно произносимые) па-ба, да-та, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, то различение их проверяется следующим образом: взрослый произносит ряд слогов са, ша, ца, ша, ча, ша, за, жа, ша, са, ша Ребенок, услышав слог ША, хлопает в ладоши.
2. Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Взрослый произносит слова: Дом-том, коза-коса, пень-день, кот-год Ребенок рассказывает о значении слов или показывает соответствующую картинку. Взрослый произносит цепочки слов: Бак-мак-так, тень-день-пень, тук-сук-лук. Ребенок повторяет их. Это позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но степень развития внимания, слуховой памяти. В результате легко определить, развит фонематический слух у вашего ребенка или нет.
В какой последовательности лучше развивать фонематический слух?
- Узнаем и различаем неречевые звуки.
∙ Предложите ребенку послушать звуки за окном: что гудит? (машина), что шумит? (деревья) кто разговаривает? (люди), кто кричит? (мальчик) и так далее.
∙ Предложите поиграть в игру «Угадай, что звучит?» Взять погремушку, звучащую игрушку, коробку с кнопками, банку с крупой и др. Дать ребенку послушать их звучание, а потом выполнять действия с ними за ширмой. Ребенок рассказывает, что он слышит каждый раз.
- Различаем высоту, силу и тембр голоса.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
∙ Взрослый показывает игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».
- Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
- Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
- Можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т.д.).
- Игра «Угадай, как надо делать».
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).
- Используйте драматизацию.
Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.
Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».
- Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко ( до писка) и очень низко ( до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.
- В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.
3. Различаем слова близкие по звуковому составу.
∙ Взрослый показывает ребенку игрушку или картинку и четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту игрушку (картинку) то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, ты хлопнешь в ладоши». Далее произнести: «Вагон-вакон-фагон-вагон-факон- вагом» и т.д. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
- Различаем слоги.
Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.
∙ Взрослый произносит несколько слогов на-на-на-па Ребенок определяет лишний слог (па). Затем слоговые ряды усложняются ка-ка-га-ка, па-ба-па-па, са-са-за-са, ша-са-са-са, жа-за-жа-жа
∙ Взрослый называет одинаковые слоги или оппозиционные (похожие) па-па, па-ба, ка-ка, ка-га, фа-ва, ва-ва, да-да, да-та Ребенок, услышав одинаковые слоги, топает.
- Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори». - Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
5. Различаем фонемы (звуки) родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации (различение) гласных звуков.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.
- Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
- Игра «Прогулка на велосипедах».
- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».
- Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).
∙ Взрослый произносит кратко гласные звуки [а, у, а, о, и, а, ы, а, э, а, у, и, а, ы, а, о, а] Ребѐнок, услышав звук [а], проговаривает его за взрослым.
6. Анализ звукового состава слова.
Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.
- Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
- Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
- Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор».
Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх:»Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.
Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).
- Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»
Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.
Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, систематической логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и развития фонематического слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Презентация на тему: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
Учимся различать близкие по звучанию слова....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...