Родителям первоклассников о формировании учебной активности
консультация (подготовительная группа) на тему

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности - учебной. Какие шаги необходимо сделать, чтобы учебная активность появилась и рассказывается в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_formirovanii_uchebnoy_aktivnosti_detey.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности – учебной. Если в дошкольном возрасте основной источник развития – это игровая деятельность, то в школе эту функцию начинает выполнять деятельность учебная.  Важно помнить,  что учеба – это первая продуктивная деятельность ребенка, можно сказать, предпосылка к трудовой деятельности во взрослой жизни. Не зря многие дети называют школу своей работой, а учителя хвалят их: «Хорошо потрудились!».

Следует заметить, что просто посещение ребенком школы не гарантирует у него появление учебной активности. Чтобы это произошло, необходимы определенные шаги, которые должен сделать ребенок сам, или с помощью взрослых.

Освоение позиции школьника

ПЕРВЫЙ ШАГ

Что включает в себя позиция школьника:

- умение слышать учителя ( т.е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые от него требуются)

- стремление справляться с учебными трудностями (желание и старание всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз)

- уметь не только отвечать самому, но и выслушивать других (нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка; уметь слушать то, что говорит одноклассник)

Взаимодействие с ребенком в семье до школы должно обеспечивать баланс между «хочу» и «надо».

Пример: дошкольник хочет играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или есть сладости - это нормально, если вместе с тем он будет самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать взрослым. Ведь выполнение всех этих «обязанностей» - с одно стороны, важный вклад ребенка в «копилку» уверенности в себе, с другой – одна из существенных предпосылок умения преодолевать трудности в школе.

Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше – «хочу» или «надо»? А может уже есть баланс?

Развитие воли ребенка

ВТОРОЙ ШАГ

Что же это такое, и как оно должно развиваться?

Сразу оговоримся, что речь идет только об абсолютно здоровых детях ( не берем во внимание гиперактивных детей).

Уже на 3-м году жизни у ребенка наблюдается самообладание , первое проявление силы  воли (отказ от чего-либо приятного, решимость сделать что-либо неприятное, но необходимое).

С 4-х лет – контроль действий. На 4-5 –м году жизни проявляется послушание и, если он не выполнил то, чего от него требовалось, чувство вины перед взрослым.

В 5-6 лет – начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца.

Однако, настоящий рывок в волевом развитии приходится на младший школьный возраст.

Два компонента воли

  1. Сознательное управление своими действиями.

Перед первоклассником уже в начале учебы встает громадная «корзина»  школьных правил, которые надо усвоить и причем быстро (Как поднимать руку, когда хочешь ответить? Что делать когда звенит звонок? Как проситься в туалет на уроке? Сколько отступать клеточек между примерами? и т.д.). У активных детей здесь возникают трудности, например: ребенок знает ответ, тянет руку, но в классе много учеников и надо ждать пока дойдет очередь до него.

Начальный этап развития воли – тренировочный: ребенку дают задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое усилие. Надо помочь ему поверить ребенку, что он может эти задания выполнить.

Затем переходим к стимулированию умения  проявлять волевое поведение в реальной жизни. Когда один из примеров волевого поведения автоматизирован, мы можем переходить к тренировке следующего момента и по той же схеме: поставили цель; замотивировали ребенка; тренировка волевого поведения; подвели итог, т.е. поощрили ребенка за его успехи.

Контроль взрослых за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться, но не исчезать полностью.

Если взрослый говорит ребенку «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов «надо делать уроки» он убегает, и не выполненные требования остаются для него без последствий, - нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

  1. Умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.

В школе будут разные задания. Одни будут интересны ребенку и он выполнит их с интересом и получит похвалу взрослого, а другие явно скучными и сложными ( например написание одного и того же крючка на целую строчку). Некоторые крючки не будут получаться,  и ребенок захочет их бросить. И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе. Это непросто. Одна из причин – отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать трудности.

Для этого мы предлагаем вам прочитать и обсудить с детьми сказку.

С возрастом сложность предъявляемых ребенок требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его увеличившимися потребностями считаются, т.е. признают его самого уже «большим».

В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность.

  1. Заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать особые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата – совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совсем непривычное оно кажется непосильным и лишь привычка облегчает его выполнение.
  2.  Другая, тоже немалая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими  заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело до конца.


Сказка про котенка Машу

Жил был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, как работает телефон, отчего звезды не гаснут, и куда солнышко ложиться спать. И тогда решил Маша уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля – то ли Яга, а то ли не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь-дорогу к знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот что она ему рассказала.

Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко и весело и быстро пробежать. Но не ведаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть из них три самые главные, самые крутые.

Первая гора называется «Трудно». И действительно очень трудно по ней подниматься, и все хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно – смелей и старайся сильней».  Шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Подойдешь тогда к другой горе.

Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать.  И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься справляться со скукой и подойдешь к третьей – самой крутой горе.

Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы и все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже ветры ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто, «двойки» выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Котом, котом-пятерочником.

Поблагодарил котенок  добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности-учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрастеосновным источником развития выступает иг...

Консультация для родителей на тему: «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет»

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым, жизнерадостным, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище,...

Учебная активность будущего первоклассника

Консультация для родителей по формированию учебной активности будущих первоклассниов...

Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности-учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрастеосновным источником развития выступает иг...

Консультация для родителей по теме: «Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей»

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение ...

Что такое учебная активность будущего первоклассника

Учеба - это первая продуктивня деятельность ребенка...